Отзыв редакции к фильму «Географ глобус пропил»

Борис Гришин
31 октября 2013
6
Борис Гришин поставил оценку 6 и написал отзыв к фильму «Географ глобус пропил»
Картонный герой

Безрадостная экранизация известного романа Алексея Иванова о выпивающем учителе из сибирской глубинки.

Виктор Служкин (Константин Хабенский) — безработный выпивоха, муж и отец, получает место учителя географии в одной из школ Перми. Однако, несмотря на говорящую фамилию, в глубине души герой явно придерживается принципа Non serviam и активно халтурит на работе: режет правду матку в лицо ученикам про их бессмысленность и беспощадность. Личная жизнь Служкина также не блещет фантазией и полетом: жена (Елена Лядова) признается ему в нелюбви и отправляется в объятия друга семьи Будкина (Александр Робак), хамоватая любовница (Анна Уколова) предпочитает разговорам о святости обычный секс, а коллега по работе Кира (Евгения Брик) открыто динамит предложение «выпить кофе» у нее в квартире. К тому же в Служкина по странной причине влюбляется его ученица Маша (Анфиса Черных). С ней и с еще несколькими школьниками наш герой отправляется в поход по реке, где лишний раз убеждается в своей полной некомпетентности.

Прогремевший на последнем «Кинотавре» новый фильм Александра ВелединскогоРусское», «Живой») вызвал волну радостных аплодисментов и критиков и зрителей. Служкин в исполнении Хабенского заслужил звание чуть ли не героя нашего времени — тонкого, сочувствующего всем и вся интеллигента, прямого наследника Олега Янковского и Олега Даля из советских фильмов о кризисе среднего возраста и всего бытия в целом. Есть только один маленький нюанс. Герои «Полетов во сне и наяву» и «Отпуска в сентябре» были полны мучительной внутренней рефлексии, их страдания были неподдельны. Служкин же демонстрирует совсем иной типаж — человека, окончательно смирившегося со своей участью. Более того, постоянно уверяющего себя и других в том, что он счастлив.

Пушкинские строки «Не боишься никого, кроме бога одного», которые рефреном через весь фильм цитирует герой, только один раз срабатывают по методу божества из машины, когда в действие вмешивается бурный речной поток, олицетворяющий хаос. Но и эти «темные воды» не в состоянии справиться с внутренней проблемой данного персонажа. Вернее, полным ее отсутствием. Что за удовольствие для зрителя следить за серой скучной жизнью новоявленного «святого» географа все два часа, которые длится эта картина, — каждый должен решить сам за себя.