Отзыв редакции к фильму «Элитное общество»

Лена Хвостова
5 июля 2013
9
Лена Хвостова поставила оценку 9 и написала отзыв к фильму «Элитное общество»
В гостях у Пэрис

Комедия об обществе спектакля и утрате связи с реальностью.

В основе сюжета лежит одновременно дурацкая и невероятная реальная история. Двое обеспеченных калифорнийских подростков развлекались мелкими кражами: то кошелек из незапертой машины, то сумочка «Биркин» из дома приятеля, который уехал на Ямайку. Тут девочке пришла в голову, казалось бы, безумная, но на самом деле вполне логичная мысль — наведаться в дом к Пэрис Хилтон. Вот ее адрес на Google Maps, вот ее планы на вечер на сайте TMZ, ну а ключ она оставляет под ковриком у входа, это любому понятно. Сияющий дворец китча и излишества из мира селебрити по ту сторону экрана оказался в соседнем квартале — можно просто так войти через дверь. Подростки ушли с кучей дорогих безделушек и пачкой денег и вернулись с подругами. Так крошки грабили Пэрис Хилтон, Линдси Лохан, Орландо Блума, распродавали ненужное и хвастали своей беззаботной жизнью в соцсетях, пока не попали на камеру наблюдения, получив от года до четырех лет тюрьмы и официальное признание того, что они живут в том же полуреальном мире, что и их богатые и знаменитые жертвы: непопулярный в школе мальчик завел 700 новых друзей на Facebook, а его недалекая подельница попала в одну тюрьму с Линдси Лохан и стала снимать реалити-шоу Pretty Wild о себе и своей семье. Ее приемная сестра снялась для Playboy. Характерно, что София Коппола заинтересовалась этой историей, прочтя статью о гламурной банде в журнале Vanity Fair.

Гротескное развитие событий в реальности настолько аллегорично само по себе, что подтолкнуло режиссера к интересному жанровому эксперименту: художественный фильм имитирует документальное кино. Интересно даже не столько внешнее и очевидное подражание (основное действие периодически перебивается более поздними комментариям участников событий), сколько заимствование приемов: сцены в доме Пэрис Хилтон действительно снимались у нее дома, а сама Хилтон, Линдси Лохан и Кирстен Данст появились в кадре в роли самих себя. Сыграл самого себя в одном эпизоде и лос-анджелесский полицейский Брэт Гудкин, участвовавший в задержании подростков в реальности и консультировавший режиссера, — после этого начальство долго решало вопрос о его увольнении, а адвокаты юных грабителей на продолжающихся до сих пор судебных заседаниях ставят под сомнение его беспристрастность и профессионализм.

Вместе с этим Коппола не изменила себе и сделала фильм подчеркнуто художественным, эстетизировав довольно идиотское времяпрепровождение озабоченных созданием собственного образа подростков. Хотя за каждым из героев скрывается ужасный прототип, на эмоциональном уровне они довольно милы, несмотря на свою отчаянную глупость и испорченность. Эта эстетизация, из-за которой режиссера часто критикуют за открыточность, спасает сюжет, очевидно напрашивающийся на сатиру, от поучительности и позволяет избежать банальной демонизации современной молодежи. В интервью Коппола постоянно повторяет, как, прочитав поразившую ее статью в Vanity Fair, попыталась вспомнить себя в 16-летнем возрасте и поставить себя на место этих ребят. В конце концов, гламурная банда только следует примеру своих кумиров и пытается самовольно захватить то, что другим досталось по воле случая. Разве у них меньше права на «лубутены» и внимание папарацци, чем у Пэрис Хилтон? Все это действительно очень смешно. Получилась местами прямолинейная, но по сути тонкая и умная комедия.