Отзыв редакции к фильму «Иллюзионист»

Денис Шлянцев
5 декабря 2011
Денис Шлянцев написал отзыв к фильму «Иллюзионист»
Ловкость рук

Изобилующая трюками роскошная костюмированная драма с двойным дном и фигой в кармане.

Сюжет фильма разворачивается в начале XX века в Вене. В воздухе витает предчувствие Первой мировой, в далекой России свершилась одна революция и зреет другая, эпоха научно-технического прогресса набирает обороты: братья Люмьеры уже напугали публику своим «Прибытием поезда».

Именно в это смутное, полное призрачных надежд время в столице Австрии появляется загадочный маг Эйзенхайм (Эдвард Нортон). Его выступления проходят при полном аншлаге, его фокусы граничат с магией, о его артистичности и изобретательности ходят легенды. Однажды на одном из его представлений появляется кронпринц Леопольд (Руфус Сьюэлл) вместе со своей будущей невестой, герцогиней Софи (Джессика Бил).

Выясняется, что иллюзионист в детстве был не просто знаком, но и влюблен в потенциальную принцессу. Это чувство было взаимным, и что более удивительно, спустя десятилетия оно не исчезло, а только окрепло.

Эйзенхайм кажется подозрительным инспектору Улю (Пол Джаматти), который следит — на всякий случай — за перемещениями герцогини, демонстрируя лояльность будущему императору, и метит на пост начальника венской полиции.

Картина Нила Бергера «Иллюзонист» является изящной стилизацией, отличающейся внимательностью к деталям. Нельзя сказать, что с исторической точки зрения все происходящее на экране верно, но некоторые детали рассказа Стивена Миллхаузера «Иллюзионист Эйзенхайм» напоминают о биографии австрийского наследного принца Рудольфа, сына императора Франца Иосифа. А чтобы овладеть мастерством фокусника, исполнителю главной роли Эдварду Нортону пришлось стать учеником известного иллюзиониста Джеймса Фридмана. Впрочем, как сообщают, в некоторых сценах режиссер предпочел снять руки Фридмана, а не Нортона.

Определенная доля мистики в повествовании все же присутствует, однако иллюзионист Эйзенхайм в течение фильма раскрывает секреты своих ярких и зрелищных фокусов. Впрочем, фокусы здесь — для отвода глаз, а главное — всепобеждающая, не знающая границ и сословий любовь.