Отзыв редакции к фильму «Цель номер один»

Маша Вильямс
18 февраля 2013
6
Маша Вильямс поставила оценку 6 и написала отзыв к фильму «Цель номер один»
И чо?

Кэтрин Бигелоу сняла кино, в течение двух с половиной часов иллюстрирующее один известный анекдот. Двое спорят, что является лучшим аргументом в споре: «бе-бе-бе» или «и чо?». Один говорит «бе-бе-бе», но второй перебивает «и чо?». И так до бесконечности.

Бигелоу желала повторить успех собственной формулы, выведенной в 2010 году. Цель номер один — это не призрачный бородач, в реальном существовании которого некоторые сомневаются до сих пор, а позолоченная статуэтка. Выбор сюжета — напряженная многолетняя охота на бен Ладена, завершившаяся его убийством, — дает создателям полную свободу действий. Война велась и в полевых условиях, и в переговорных, и в импровизированных камерах пыток, и, наконец, на территории другого государства.

Эффектные динамичные сцены должны, по идее, следовать одна за одной, завершаясь успешной и энергичной операцией по уничтожению лидера «Аль-Каиды». Либо, что было бы не менее показательно, мы бы видели исключительно сложную кабинетную работу, а в конце — заслуженную победу человеческого интеллекта, вычислившего террориста номер один. Либо то, либо другое. И нелишним, видимо, будет напомнить, что речь все же идет о художественном фильме, а не о документальной поминутной хронике. Что же делает Бигелоу? Оригинальничает.

Почти все действие она переносит в офисы или тюрьмы, на свет божий выводя съемочную группу только затем, чтобы изобразить очередной теракт. Возможно, после «Повелителя бури» ей просто нравится все взрывать, но никакой смысловой и эмоциональной нагрузки это не несет. Все уже поняли, что Усама — плохой, а женщина-агент Майя (Честейн), которая его ловит, — хорошая и очень переживает. В тюрьмах пытают — долго, мучительно, все уже тоже все поняли, но остановить Бигелоу невозможно. Следят за курьером — так же долго и мучительно, как до этого пытали его дальнего подельника. Хронометраж все растягивается и растягивается, а о главном агенте-женщине Майе кроме того, что она — женщина, агент и немного параноик, мы не узнаем ничего.

Но отдан приказ штурмовать дом, где предположительно находится бен Ладен. Следует невыносимо длинная, скучная, как бы через приборы ночного видения снятая сцена этой операции. Подробно-документальная, не влезающая даже в тот странный жанр, который выбрала для себя Бигелоу. Дальше слезы Майи, понявшей, что работа завершена, цель достигнута, а как жить дальше — непонятно. Ни одного цельного психологического портрета, ни одной интересной детали, ни одной эффектной сцены. Это не драма, не боевик, не психологический триллер. Это одно длинное сплошное «бе-бе-бе», попытка соригинальничать в преддверии «Оскара». Высидев 160 минут, резонно задать вопрос: «И чо?»