Отзыв редакции к фильму «Киллер Джо»

Роман Куланин
5 февраля 2013
8
Роман Куланин поставил оценку 8 и написал отзыв к фильму «Киллер Джо»
Куда уехал цирк

Выдающаяся, хоть и несколько очевидная работа Уильяма Фридкина, который вновь поставил пьесу Трейси Леттса.

Новая, хотя пока лента добиралась до нашего проката, это качество несколько уже потеряло актуальность, картина режиссера, который обречен тягаться с самим собой 40-летней давности (тут, конечно же, «Французский связной» и «Изгоняющий дьявола»), оказывается едва ли не лучшей премьерой недели. Притом что, скажем честно, до своих же шедевров начала 70-х Фридкину, который с «Киллером Джо» попадает точно в яблочко, все же очень далеко.

Крис Смит, крупный бездельник и мелкий наркоторговец, при весьма путаных обстоятельствах теряет партию кокаина, и теперь ему нужны деньги, чтобы возместить пропажу местному уважаемому человеку. Не придумав ничего лучше, он решает нанять наемного убийцу, чтобы тот отправил в лучший из миров его мать, которая порядочно попортила жизнь сыну. Вскоре в план оказывается вовлечен и отец Криса, который давно живет с другой женой, и не совсем здравомыслящая сестра, но самое главное — киллер Джо, который может не только решать проблемы, но и создавать их.

Вначале была пьеса, желающим сопоставить с фильмом невероятно повезло — спектакль нынче идет в Театре наций. Затем еще одна пьеса — «Глюки», по которой Фридкин как раз снял свой предыдущий фильм, — а теперь вот своеобразный дубль два. Именно в этом смысле стоит воспринимать «Киллера Джо» — камерную историю, переполненную черным юмором, глупыми людьми и серьезными до рези принципами. С «Глюками» «Джо» роднит не только общий автор, но и тонкое, как будто артикулирующее тайные знаки, поигрывание режиссерскими мускулами.

Фридкин, для такой камерной вещи ничуть не стесненный в бюджете, кажется, вот-вот и вообще откажется от половины киношного арсенала. Актеры, возглавляемые блистательным тут Мэттью Макконахи, разыгрывают свое театральное действо так, словно за ними наблюдает не объектив камеры, а несколько сотен восторженно застывших зрителей, вторят своему наставнику. Все это наэлектризовывается до такой степени, что кажется, будто ты сам нанял Джо — но финал повисает титрами, и вслед за вернувшимся дыханием возвращается и разум. И выходит, что «Киллер Джо» — прекрасная полуторачасовая игрушка, позабавившись которой еще раз не захочется. Впрочем, это единственный ее недостаток.