Отзыв редакции к фильму «Искупление»

Кино Mail.ru
29 октября 2012
Кино Mail.ru написал/a отзыв к фильму «Искупление»
Поздно — хуже, чем никогда

Сельская идиллия, ленивые разговоры у бассейна, завуалированное обсуждение семейных сплетен, вечерние туалеты повзрослевшей Киры Найтли и пасторальные пейзажи — все эти составляющие первой части «Искупления», пожалуй, лучшее, что есть в фильме.

После того как Робби отправляется на фронт сюжет становится довольно сумбурным. Военные будни перемежаются многочисленными флэшбеками. Вот мрачная и масштабная панорама отступления армии у Дюнкерка. А вот — Сесилия думает о Робби на берегу какого-то мирного моря. А теперь уже Сесилия порвала с родными, ждет парня с войны и пишет ему письма, напоминающие о «Долгой помолвке» Жана-Пьера Жене. Вдруг появляется повзрослевшая Брайони, которая бросила университет, чтобы пойти работать медсестрой и научиться делать что-то полезное. Несостоявшаяся пока писательница всю жизнь корит себя за необдуманный поступок и пытается искупить свою вину.

Ритм неровный, скачущий и в то же время неспешный, местами откровенно нудный. Диалогов в фильме мало, но все, что можно было бы сказать словами, говорит камера. Если и есть в «Искуплении» что-то гениальное, то это операторская работа — каждый кадр настолько продуман, просчитан и выверен, что речь становится лишней. Однако невозможно избавиться от странного чувства, что, несмотря на обилие событий, нам показывают всего лишь вырванные из контекста малосвязанные кусочки. Словно настоящая судьба героев вершится где-то там, за кадром. А потом р-раз — монтаж — и перед нами уже Брайони-пожилая дама с лицом Ванессы Редгрейв — известная писательница, только что закончившая свой последний роман. Она дает интервью и рассказывает о том, что же из всей этой запутанной истории было на самом деле, а что — писательский вымысел. И тут же становится ясна необходимость запутанных флэшбеков, общего ощущения недосказанности, а название фильма приобретает совсем иной, пожалуй, даже антихристианский оттенок. Бывают поступки, которым нет искупления. И можно сколько угодно бить себя в грудь и кричать, что ты все осознал и готов исправить — поздно. Фантазии могут разрушить жизнь, но могут оживить мертвых только на бумаге.

«Искупление» — вне всякого сомнения, очень хороший фильм. В нем есть cильные актерские работы (особенно хороша юная Брайони — Сирша Ронан), атмосферность, умелое обращение с первоисточником и даже смелая не линейная структура… с которой режиссер как раз и не справился. Джо Райт так увлекся масштабным изображением эпохи, что позабыл о конкретной, камерной истории. Вся середина фильма остается в памяти как бессистемная череда событий, в которой на первый план иногда выплывают отдельные удачные сцены и ракурсы, но они никак не связываются между собой и с основной сюжетной линией. Трагедия Сесилии, Робби и Брайони потерялась где-то между солдатских песен, роскошных маковых полей и гиперреализма военных лазаретов. В итоге после просмотра остается только зеленое платье Найтли, усталое лицо Редгрейв и мысль о том, что хуже никогда только поздно.