Отзыв редакции к фильму «Хорошо быть тихоней»

Александра Махина
19 сентября 2012
6
Александра Махина поставила оценку 6 и написала отзыв к фильму «Хорошо быть тихоней»
Куда уходит детство

Драма взросления обаятельных аутсайдеров, в полной мере проникнуться которой смогут, наверное, лишь те, кто воспитан на американской культуре. Для всех прочих это просто неплохой повод предаться ностальгии — или почувствовать сопричастность, если ностальгия еще не положена по возрасту.

15-летний Чарли (Лерман) — робкий подросток из тех, кто в компании сверстников предпочитает сливаться с мебелью. В семье, впрочем, тоже, чему способствует наличие сестры-красавицы (Добрев) и старшего брата – успешного спортсмена. Какое-то подобие коммуникации — через письма — Чарли поддерживает исключительно с воображаемым другом, поскольку реальный недавно покончил с собой. Учитывая все вышесказанное, первый год в старшей школе не сулит герою никаких особенных приятностей, однако его неожиданно принимают в свою компанию ребята-старшеклассники — также в некотором роде аутсайдеры, но буйные.

Основой для ленты американского писателя, продюсера, сценариста и режиссера Стивена Чбоски послужил его же одноименный роман. Книга была впервые опубликована в 1999-м, тут же стала подростковым бестселлером, а десятилетие спустя даже появилась в списках «самых вызывающих литературных произведений» благодаря поднимаемым в ней темам наркотиков и гомосексуальности. Звучит, надо сказать, гораздо драматичнее, чем есть в действительности: на деле и сам роман, и снятый по нему фильм даром что затрагивают действительно острые вопросы, но делают это с такой робкой осмотрительностью, что рейтинг «16+» (в зарубежном прокате «13+») кажется перестраховкой. В этом смысле даже культовый хьюзовский «Клуб "Завтрак"», с которым «Хорошо быть тихоней» удостоился нескольких лестных сравнений, выглядит гораздо жестче — эдакой Гай Германикой. В каком-то возрастном цензе лента могла бы нуждаться, пожалуй, лишь из-за сквозной сюжетной линии с тетей главного героя, но и тут режиссер проявил себя таким гением недомолвок, что суть трагического происшествия раскроется только в финале, да и то не каждому.

Строго говоря, трудно отделаться от ощущения, что, по Чбоски, все это вообще не столь уж важно — ну, попробовал ты дурь, ну, поцеловал приятеля, ну, переспал не с тем, с кем на самом деле хотелось. Это если и не обязательная, то вполне себе естественная составляющая взросления — случилось и случилось, плюнь и разотри. «Тихоня» ни в коем случае не про страх и ненависть в школьных стенах, для этого фильм слишком пропитан ностальгической теплотой, с которой автор возвращается в юность. И, как любое воспоминание, он не несет в себе какой-то явной морали (если не принимать за таковую мягко говоря не новую мысль, что с друзьями жизнь всяко приятней, чем без них). Он, в целом, про то, что в 16 все мы способны покорить мир, стоит только захотеть, и давайте, попробуйте с этим не согласиться.