Дата рождения | |
---|---|
Дата смерти | 12 февраля 1954 / 58 лет |
Знак зодиака | Козерог |
Место рождения | Белосток (Гродненская губерния), Российская империя |
Советский кинорежиссер, один из основателей и теоретиков документального кино. Обогатил кинематограф множеством операторских приемов и техник, включая методику «скрытая камера». Его фильм «Человек с киноаппаратом» (1929) часто называют величайшим из всех документальных фильмов в истории.
Настоящее имя — Давид Абелевич Кауфман. Известен также как Денис Абрамович и Денис Аркадьевич Кауфман. Брат кинооператоров Бориса и Михаила Кауфманов. Жена — Елизавета Свилова.
Учился в музыкальной школе, в Петроградском психоневрологическом институте, в Московском университете. В 1915 году начал использовать псевдоним Дзига Вертов (в переводе с украинского языка — «вертящийся волчок»). В 1917 году работал в отделе кинохроники Московского кинокомитета. В 1918-1919 годах — составитель-монтажер журнала «Кинонеделя». С 1920 года — режиссер-документалист, инициатор выпуска киножурнала «Кино-Правда» (1922-1924 гг.). Работал на студиях «Культкино», 3-й Госкинофабрике, Киевской кинофабрике ВУФКУ (1927-1930 гг.), «Межрабпомфильм», ЦСДФ. Автор сценариев нескольких своих документальных фильмов, игрового фильма «Тебе, фронт!» (1942), мультипликационного фильма «Юморески». Автор нескольких статей по теории кино. Фильм «Кино-глаз» в 1924 году получил медаль и диплом Всемирной выставки в Париже. С переездом Вертова на Украину распалась группа «Киноки», руководителем которой он был.
Вертов является режиссером одного из первых звуковых документальных фильмов «Симфония Донбасса» («Энтузиазм») (1930). Снял «Три песни о Ленине» (1934), фильм в жанре образной кинопублицистики, который газета «Правда» назвала «Песней всей страны». Фильм «Колыбельная» (1937) посвящен двадцатилетнему пути страны, пройденному после революции. Во время Великой отечественной войны снял фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» и «В горах Ала-Тау» (оба — 1944), посвященные борьбе советского народа с нацизмом и работе в тылу. Все дальнейшие кинопроекты Вертова отклонялись начальством.
C 1944 года и до самой смерти он работал режиссером-монтажером над киножурналом «Новости дня» (всего выпустил 55 номеров).