Не только Миядзаки: кого смотреть в японском кино, если вы уже все видели

Яркие визуальные образы, глубокая философия, мастерское владение символикой — все это отличает фильмы японских мастеров. Расскажем, на творчество кого из них стоит обратить внимание
Автор Кино Mail
Хаяо Миядзаки
Хаяо МиядзакиИсточник: Rex / Fotodom.ru

Фильмы Акиры Куросавы вдохновляли Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, а анимация Хаяо Миядзаки стала эталоном качества даже для студии Pixar. Японское кино продолжает развиваться, удивлять и завоевывать сердца зрителей по всему миру, раскрывая глубокие философские темы через призму национальной культуры и самобытного стиля. 

В статье расскажем о 10 японских режиссерах, чьи имена известны далеко за пределами Японии. Их работы покоряли Голливуд, завоевывали награды на крупных кинофестивалях и меняли представление о кинематографе.

1. Акира Куросава

Кадр из фильма Семь самураев режиссера Акиры Куросавы
Кадр из фильма «Семь самураев»

Человек, благодаря которому Япония впервые громко заявила о себе в мировом кинематографе, превратил древние самурайские легенды в универсальные драмы. Например, «Семь самураев» Акиры Куросавы создали стандарты для целого пласта жанрового кино от вестернов до боевиков и выступил в роли своеобразного учебника для режиссеров по всему миру — от Серджо Леоне до Джорджа Лукаса. Не менее сенсационным стал фильм «Расемон».

Куросава обладал уникальным визуальным чутьем: его картины понятны без слов, как живопись. Он мастерски выстраивал мизансцены, как драматургические инструменты использовал дождь, ветер и тени. Акира не боялся переделывать Шекспира и Достоевского на японский лад, вплетая в сюжеты элементы дзидайгэки, самурайской чести и буддийской философии. Именно это сочетание сделало Куросаву режиссером вне времени и границ.

2. Ясудзиро Одзу

Кадр из фильма Токийская повесть режиссера Ясудзиро Одзу
Кадр из фильма «Токийская повесть»

Этот режиссер не снимал боевиков и не гнался за эффектными сюжетами. Ему было важно показать простую повседневную жизнь — так, чтобы в самых обычных вещах чувствовалась глубина. При жизни фильмы Ясудзиро Одзу считали «слишком японскими», и их не особо замечали за пределами страны. Но после смерти в 1963 году к его работам наконец присмотрелись и поняли: это настоящее искусство, тонкое и проникновенное.

Сегодня Одзу — один из самых уважаемых постановщиков в мире. Его «Токийская повесть» считается шедевром, а сам он стал символом японского взгляда на кино — спокойного, мудрого и внимательного к деталям. Режиссер Вим Вендерс снял о нем документальную ленту и признался, что хотел бы вырасти не в американской семье, а в японском доме с татами, как в фильмах Одзу. 

3. Кэндзи Мидзогути

Кадр из фильма Сказки туманной луны после дождя режиссера Кэндзи Мидзогути
Кадр из фильма «Сказки туманной луны после дождя»

«Жизнь куртизанки ОХару» и «Сказки туманной луны после дождя» — это работы Кэндзи Мидзогути. Они раскрывают глубокие социальные и моральные конфликты, завуалированные под исторические драмы. Именно внимание к проблемам женщин в обществе, где традиции и патриархат оставляли мало места для выбора, принесла Мидзогути мировое признание. 

Фильмы Кэндзи Мидзогути подобны историческим полотнам, в которых каждая сцена выстроена с точностью японской каллиграфии. Его фирменный стиль — длинные, неторопливые кадры, в которых камера скользит по декорациям и актерам, словно кисть художника по полотну. Даже Мартин Скорсезе признавался, что именно японский классик вдохновил его на создание многослойных, эмоционально насыщенных сцен. 

4. Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки
Хаяо МиядзакиИсточник: culture.ru

Режиссер, подаривший миру магию японской анимации и доказавший, что мультфильм — вовсе не про детские сказочки, не нуждается в представлении, но все же. Работы Хаяо Миядзаки словно протянули культурный мост между Востоком и Западом: «Унесенные призраками» завоевали «Оскар» и сердца миллионов, а «Принцесса Мононоке» и «Навсикая из Долины ветров» показали, что экология и идеи мира могут быть темами для настоящего эпоса. 

Кадр из мультфильма Унесенные призраками режиссера Хаяо Миядзаки
Кадр из мультфильма «Унесенные призраками»

Миядзаки не боится говорить с аудиторией серьезно, даже, если перед нами девочка с магическим талантом или дух леса в виде гигантского кабана. Его миры — это метафора нашей реальности, рассказанная поэтическим языком. Главное же — автор умеет обращаться к душе зрителя, независимо от возраста, культуры или вероисповедания. 

5. Сехэй Имамура

Кадр из фильма Легенда о Нараяме режиссера Сехэй Имамура
Кадр из фильма «Легенда о Нараяме»

Вместо утонченных чайных церемоний и созерцания сакуры Сёхэй Имамура предпочитал показывать жизнь японских низов с их пороками и странностями. Он не боялся шокировать: его фильмы — это коктейль из сатиры, эротики и социальной критики, поданный с щепоткой черного юмора. А героини — не утонченные гейши, а сильные, страстные и порой пугающие, как в «Женщине-насекомом» или «Порнографах», персонажи.

Имамура стал первым японским режиссером, дважды получившим «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале: за «Легенду о Нараяме» и «Угря». Призов удостоился и фильм «Черный дождь».

6. Такаси Миике

Такаси Миике
Такаси Миике

Настоящая слава пришла к Такаси Миике после «Кинопробы» — картины, которая шокировала жюри Канн и запомнилась зрителям как одно из самых жестоких произведений японского кинематографа. Его можно назвать режиссером, который буквально испытывает кино на прочность. Он снимает фильмы с такой скоростью, будто участвует в каком-то марафоне: боевики, мюзиклы, триллеры, артхаус и кровавые ужасы. 

Кадр из фильма Кинопроба режиссера Такаси Миике
Кадр из фильма «Кинопроба»

Миике обожает взламывать жанровые рамки и добавляет к этому изрядную порцию безумия. Его культовые ленты «13 убийц», «Посетитель Q» стали визитной карточкой японского треш-кино и доказали, что странное может быть до неприличия завораживающим.

7. Наоми Кавасе

Наоми Кавасе
Наоми Кавасе

Выросшая в древней Наре Наоми Кавасэ в своих картинах воспевает природу — у нее она самостоятельный герой, иногда суровый, иногда эмпатичный. А человек становится лишь частью огромного живого полотна. 

Кадр из фильма Траурный лес режиссера Наоми Кавасе
Кадр из фильма «Траурный лес»

Известность на международной арене Кавасэ принесла ее документальность и тонкое ощущение времени. Картины вроде «Судзаку» и «Траурного леса» будто замедляют ход событий, позволяя зрителю буквально вживаться в кадр. Это медитативное погружение, соединенное с автобиографичностью, отличает Наоми от многих ее коллег. 

8. Хирокадзу Корээда

Хирокадзу Корээда
Хирокадзу КорээдаИсточник: Rex / Fotodom.ru

Один из самых тонких и человечных режиссеров современного кино родился в Токио в 1962 году и начал карьеру с документальных фильмов, что повлияло на его художественный стиль. Хирокадзу Корээда отличают наблюдательность, внимание к деталям и понимание человеческого нутра.

Кадр из фильма Магазинные воришки режиссера Хирокадзу Корээда
Кадр из фильма «Магазинные воришки»

Картины Корээда «Никто не узнает», «Пешком-пешком» и «Магазинные воришки» (последний получил «Золотую пальмовую ветвь») исследуют темы семьи, утраты и социальной изоляции, часто через призму детей и повседневной жизни. Их часто сравнивают с работами Ясудзиро Одзу за их медитативный ритм и внимание к семейным отношениям. 

9. Такеши Китано

Такеши Китано
Такеши КитаноИсточник: Rex / Fotodom.ru

Творческий путь Такеши Китано охватывает множество амплуа: актер, режиссер, писатель и художник. Начав как стендап-комик и телеведущий, он приобрел популярность благодаря шоу «Замок Такеши Китано». Режиссерский дебют Китано состоялся в 1989 году с фильмом «Жестокий полицейский», где он также исполнил главную роль. А международное признание пришло к нему после выхода триллера «Фейерверк», удостоенного «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. 

Кадр из фильма Затойчи режиссера Такеши Китано
Кадр из фильма «Затойчи»

Работы Такеши Китано исследуют темы одиночества, насилия и человеческих отношений, часто с элементами автобиографии и самоиронии. Его творчество охватывает разнообразные жанры: от криминальных драм («Беспредел») до философских притч («Кикуджиро») и самурайских боевиков («Затойчи»). После серьезной мотоциклетной аварии в 1994 году Китано начал заниматься живописью, и это отразилось на визуальной эстетике его кинополотен.

10. Макото Синкай

Макото Синкай
Макото Синкай

На сегодняшний день Макото Синкай — один из самых ярких и узнаваемых режиссеров современной японской анимации. Начав карьеру с короткометражки «Она и ее кот», которую он создал практически в одиночку, Синкай быстро привлек к себе внимание. Его последующие работы «Голос далекой звезды» и «5 сантиметров в секунду» закрепили за ним репутацию мастера визуальной поэзии. Однако настоящий прорыв произошел с выходом фэнтези «Твое имя», которое стало мировым хитом, собрав более 400 миллионов долларов в прокате. 

Кадр из мультфильма Она и её кот режиссера Макото Синкая
Кадр из мультфильма «Она и её кот»

Макото Синкай известен своим стилем — детализированными фонами, реалистичным изображением природы и особым вниманием к свету и цвету. Его фильмы часто исследуют темы любви, разлуки и взросления, переплетая повседневность с элементами фантастики и мифологии.