Без «Оскара»: 7 культовых фильмов, которые незаслуженно обошла Киноакадемия

Иногда фильму не нужна награда, чтобы получить заслуженное признание
Автор Кино Mail
Джон Траволта и Сэмюэл Эл Джексон в фильме «Криминальное чтиво»
Джон Траволта и Сэмюэл Эл Джексон в фильме «Криминальное чтиво»

Некоторые картины, изначально провалившиеся в прокате или раскритикованные критиками, со временем становятся классикой. Но бывают и более парадоксальные случаи: фильмы, добившиеся как коммерческого успеха, не получают самую престижную награду киноиндустрии — «Оскар» за лучший фильм.

Порой победитель в этой номинации оказывается слабее своего более популярного конкурента. Иногда выбор Академии кажется верным лишь на фоне текущих обстоятельств, но со временем его значимость исчезает. Это не значит, что победившие картины плохие. Просто в сравнении с другими номинантами их триумф вызывает недоумение. И многие зрители, оглядываясь назад, недоумевают: «О чем они тогда думали?». 

«Криминальное чтиво» проиграл фильму «Форрест Гамп»

Сэмюэл Эл Джексон в фильме «Криминальное чтиво»
Сэмюэл Эл Джексон в роли Джулса Уиннфила в фильме «Криминальное чтиво»

Квентин Тарантино стал культовым режиссером после премьеры «Криминального чтива». Этот фильм стал эталоном криминальной драмы с фрагментарным повествованием, вдохновленным сюжетами старых бульварных журналов. В центре истории — киллеры Джулс Уиннфилд и Винсент Вега, коррумпированный боксер Бутч Кулидж и другие герои, чьи судьбы переплетаются в мире насилия, любви и предательства.

«Форрест Гамп», трогательная история простодушного человека, оказавшегося в водовороте событий XX века, был более «безопасным» выбором для Академии. Но нельзя забывать, что к тому моменту «Криминальное чтиво» уже получило «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и навсегда изменило американский кинематограф.

«Красавица и чудовище» проиграл фильму «Молчание ягнят»

Кадр из анимационного фильма «Красавица и чудовище»
Кадр из анимационного фильма «Красавица и чудовище»

Анимационный фильм «Красавица и чудовище» стал первым в истории, номинированным на «Оскар» в категории «Лучший фильм». История Белль и Чудовища, рассказанная с помощью талантливой анимации, прекрасной музыки и через глубокие эмоциональные акценты, навсегда вошла в историю мирового кинематографа.

Победа на «Золотом глобусе» предвещала триумф и на «Оскаре». Но Академия выбрала жестокий триллер «Молчание ягнят» — безусловно, выдающееся кино. Однако проигрыш «Красавицы и чудовища» стал тревожным сигналом. Долгое время Академия пренебрежительно относилась к анимации, считая ее исключительно детским развлечением. Кто знает, какой была бы история кино, если бы сказка одержала победу?

«Волшебник страны Оз» проиграл фильму «Унесенные ветром»

Джуди Гарлэнд в фильме «Волшебник страны Оз»
Джуди Гарлэнд в роли Дороти в фильме «Волшебник страны Оз»

Маленькая девочка Дороти и ее пес оказываются в волшебной стране Оз после торнадо. Вместе с Пугалом, Железным Дровосеком и Трусливым Львом она отправляется к Волшебнику, надеясь вернуться домой. По дороге им предстоит столкнуться с говорящими деревьями, летающими обезьянами и злой Ведьмой Запада. Многие считают, что «Волшебник страны Оз» не имел успеха в свое время. На самом деле он был довольно популярен, но в тот же год вышел другой блокбастер — «Унесенные ветром». 

Со временем идеализированное представление о Гражданской войне в «Унесенных ветром» стало менее актуальным, в то время как «Волшебник страны Оз» до сих пор остается культурным символом кинематографа.

«Инопланетянин» проиграл фильму «Ганди»

Генри Томас в фильме «Инопланетянин»
Генри Томас в роли Эллиота Тейлора в фильме «Инопланетянин»

Это один из самых трогательных фильмов Стивена Спилберга. Десятилетний мальчик Эллиот находит инопланетное существо, застрявшее на Земле, и решает помочь ему вернуться домой. Вместе с братом и сестрой он прячет его от правительства и строит с ним настоящую дружбу. «Инопланетянин» стал самым кассовым фильмом своего времени и завоевал любовь зрителей по всему миру. Но статуэтка досталась биографической драме «Ганди». 

Позже режиссер Ричард Аттенборо не раз признавал, что, по его мнению, Спилберг и его фильм были более достойны победы. И все же «Инопланетянин» взял несколько «Оскаров» — за лучшие визуальные эффекты, лучший звук, лучший монтаж звука и лучший оригинальный саундтрек.

«Сансет бульвар» проиграл фильму «Все о Еве»

Уильям Холден и Глория Свенсон в фильме «Сансет Бульвар»
Уильям Холден и Глория Свенсон в роли Джо Гиллиса и Нормы Десмонд в фильме «Сансет Бульвар»

Нуарный фильм «Сансет Бульвар» Билли Уайлдера показывает обратную сторону славы. Бывшая звезда немого кино Норма Десмонд живет в иллюзиях и мечтает о возвращении. Ее связь с молодым сценаристом превращается в мрачную одержимость, обнажая ужасы закулисья Голливуда.

«Сансет Бульвар» смело критиковал разрушительные механизмы киноиндустрии. Но Академия предпочла фильм с похожей темой — «Все о Еве». В нем стареющая актриса выступает скорее как жертва, нежели как разрушитель.

«Апокалипсис сегодня» проиграл фильму «Крамер против Крамера»

Марлон Брандо в фильме «Апокалипсис сегодня»
Марлон Брандо в роли Уолтера Курца в фильме «Апокалипсис сегодня»

Капитан Уиллард отправляется в джунгли, чтобы устранить полковника Курца, сошедшего с ума. Чем ближе он подбирается, тем больше сомневается, кто из них настоящий монстр. «Апокалипсис сегодня» — фильм, сделанный на грани человеческих возможностей. Его визуальный язык, философия и масштаб делают его мощнейшим высказыванием о войне. 

«Крамер против Крамера» — тонкий, личный фильм о разводе и воспитании, но «Апокалипсис» по сей день остается величайшим фильмом о войне.

«Славные парни» проиграл фильму «Танцующий с волками»

Джо Пеши в фильме «Славные парни»
Джо Пеши в роли Томми ДеВито в фильме «Славные парни»

Главный герой картины «Славные парни», Генри Хилл, любит гангстерскую жизнь. Он работает с Джимми и Томми, поднимается в криминальном мире. Но в итоге его жизнь рушится. Этот фильм Мартина Скорсезе стал эталон жанра криминального кино, в котором сочетаются реализм, юмор, азарт и горечь.

Приключенческий вестерн с Кевином Костнером в главной роли «Танцующий с волками» получил семь «Оскаров», включая награду за лучший фильм. Однако именно «Славные парни» задали новую планку гангстерскому кино. Этот фильм любят и сегодня, а победившая картина Кевина Костнера сегодня — скорее приятное воспоминание из прошлого.