
«Дюна» — эпический роман Френка Герберта, со времен выхода считавшийся принципиально не экранизируемым. Но на сегодняшний день существует две полнометражных экранизации, снятых режиссерами Дэвидом Линчем и Дени Вильневым, вторая из которых растянута на три фильма и еще не завершена.
Хотя обе экранизации имеют под собой один и тот же литературный первоисточник, они заметно отличаются как по сюжету, так и по стилистике. Каждая версия имеет своих поклонников и в чем-то превосходит конкурента. Рассмотрим подробнее, чем отличаются два взгляда на одно из центральных произведений западной научной фантастики.
Два взгляда — четыре фильма

Экранизация Дэвида Линча под названием «Дюна» увидела свет в 1984 году. Фильм полностью провалился в прокате, собрав сумму на четверть меньше затраченного на производство. При этом окончательный монтаж осуществлялся без надзора режиссера, который отрекся от своего детища и даже исключил свое имя из титров.
При этом Линч снял обширное полотно продолжительностью около семи часов, которое при ужимании до более-менее разумного размера потеряло множество важных деталей.
Дени Вильнев изначально сделал ставку на многосерийный подход. Действие исходного романа он уместил в две части «Дюна» 2021 года и «Дюна: Часть вторая» 2024. Ожидается также третья часть, повествующая о межпланетной войне, развязанной в финале второго фильма.
Обе картины имели коммерческий успех и получили ряд престижных наград, включая шесть «Оскаров» за первый (при 11 номинациях) и два «Оскара» за второй (при пяти номинациях).
Эпос или история

Артхаусный режиссер Дэвид Линч снял историю противостояния великих домов галактики будущего. Его картина полна политических интриг, сплетающихся в единый многомерный клубок. Вражда Атрейдесов и Харконенов, планы императора Шаддама IV (Хосе Феррер), интересы гильдии навигаторов, — все это создает эпическую картину межпланетной «Игры престолов», в которой проиграть можно больше чем жизнь.
В свою очередь Вильнев создал фильм-аттракцион, задача которого развлечь зрителя и заставить его купить билеты на следующую часть. Его герои лишены налета аристократичности и действуют больше в собственных интересах, чем исходя из нужд и планов своих домов. Сторона императора и гильдия навигаторов как ключевая сила в галактике, практически исключены из повествования. С другой стороны, увеличенный хронометраж позволил расширить роли персонажей второго плана, сделав мир «Дюны» 2021—2024 годов более населенным.
«Дюна» 1984 года выглядит более декоративной за счет вычурных костюмов и разнообразных интерьеров, подчеркивающих разницу между домами. В современном фильме палитра более сдержана, а главной локацией является пустыня, которая при любом взгляде больше и мощнее, чем перемещающиеся по ней человечки.
Две половины одного Пола

Главного героя герцога Пола Атрейдеса в «Дюне» Линча сыграл малоизвестный Кайл МакЛоклен, для которого это было первое появление в главной роли. На роль своего Пола Вильнев пригласил уже зарекомендовавшего себя актера Тимоти Шаламе, известного по фильмам «Назови меня своим именем» и «Красивый мальчик».
Персонаж МакЛоклена, несмотря на свалившиеся на него невзгоды, остается аристократом, которого сызмальства готовили управлять людьми. Он постоянно размышляет о своей судьбе (его мысли передаются закадровым голосом), а в результате становится фактическим правителем Империи.

Тимоти Шаламе в современной «Дюне» играет роль, которая у него получается лучше всего — юноши, становящегося мужчиной. Отсутствие внутреннего монолога он компенсирует умелой передачей эмоций персонажа, который получился скорее живым человеком, чем функцией. Также Пол в исполнении Шаламе не пользуется сверхъестественными способностями, решая проблемы за счет сверхтренированных тела и разума.
При этом персонаж Шаламе значительно лучше передает оригинальную задумку Френка Герберта, герой которого тяготится своей будущей ролью. Пол страдает под тяжестью пророчества, согласно которому он должен стать мессией фрименов и бросить их в горнило священной войны, которая распространится на всю галактику. Но в конце принимает эту роль, хотя и понимает последствия своего решения.
Феминизация «Дюны»

Главных женских персонажей в «Дюне» Вильнева сыграли Франческа Аннис и Шон Янг. Первая появилась в роли матери Пола леди Джессики, а вторая — в качестве его любимой женщины по имени Чани. И та, и другая занимают значительное место в повествовании, но служат скорее опорой и стимулом для главного героя.
Дэни Вильнев значительно расширил роль женщин в происходящем. Его Джессика (Ребекка Фергюсон) больше соответствует своему книжному персонажу и остается наставником Пола, несмотря на его новый высокий статус. По большому счету она остается сестрой женского ордена Бене Гессерит, и во многом рассматривает сына как многовековой проект своего сестричества, который необходимо довести до логического завершения.
Аналогичным образом расширена роль Чани (Зендая), которая превратилась из объекта романтического интереса Пола в его саркастичную, ядовитую наставницу. Она не только обучает главного героя тонкостям выживания в пустыне, но и проявляет себя в качестве воина. Правда, только во второй части.
Кроме того, в рамках расширения инклюзивности и гендерного разнообразия Вильнев поменял пол имперскому планетологу Лиету Кинесу, который в романе является отцом Чани. У Линча этого персонажа сыграл знаменитый Макс фон Сюдов, а у Вильнева в роли Кинеса выступает английская актриса с ямайскими корнями Шэрон Дункан-Брюстер.