Голливудские долгострои: 5 фильмов, которые застряли в производственном аду

Они снимали, снимали и наконец сняли. Рассказываем про пять фильмов с запредельными сроками создания
Автор Кино Mail
Кадр фильма «Аватар»
Кадр фильма «Аватар»

Производство кино — сложный многоплановый процесс, в который вовлечено множество людей самых разных профессий. Обыкновенно работа над фильмом длится от нескольких месяцев до пары лет. Но иногда картина попадает в «производственный ад», и ее создание затягивается. 

Иногда всему виной финансовые причины, иногда политическая ситуация. Некоторые фильмы остаются незавершенными в связи со смертью ключевых актеров, как это произошло с последней работой Мэрилин Монро «Что-то должно случиться». Но время от времени режиссер или продюсер решает, что картина обязательно должна увидеть свет, и добивается задуманного, даже если приходится потратить на работу лишнее десятилетие.

«Голова-ластик»

Кадр из фильма «Голова-ластик»
Кадр из фильма «Голова-ластик»

Сюрреалистический фильм ужасов «Голова-ластик», созданный Дэвидом Линчем, находился в производстве шесть лет. Не такой долгий срок, если не учитывать, что это была дебютная полнометражная работа никому не известного режиссера.

В 1971 году за короткометражную ленту «Бабушка» 25-летний Дэвид Линч получил грант Американского института кино в размере 10 000 долларов и взялся за производство своего первого полноценного фильма. Денег хватило едва ли на пятую часть задуманного, но киностудии не видели смысла поддерживать начинающего режиссера с довольно специфическим замыслом. От Линча ушла жена, у него закончились деньги, и ему приходилось подрабатывать всеми возможными способами, вплоть до разноски газет.

«Голова-ластик» вышла лишь в 1977 году. И внезапно оказалась прорывом. Она собрала 7 миллионов долларов в прокате и получила положительные отзывы критиков и коллег по цеху. Линч превратился в перспективного режиссера, которому сразу поступило предложение снять фильм «Человек-слон», за который он впоследствии получил первую номинацию на «Оскар».

«Аватар»

Кадр из фильма «Аватар»
Кадр из фильма «Аватар»

В отличие от Линча Джеймс Кэмерон приступил к созданию фильма «Аватар» в статусе звездного режиссера. После боевиков «Терминатор» и «Терминатор 2: Судный день», а также фантастического фильма ужасов «Чужие» он мог снимать все что угодно. И в 1994 году Кэмерон начал работу над новой космической фантастикой.

Ему пришлось сделать перерыв на съемки мелодраматического фильма-катастрофы «Титаник». Картину ждал оглушительный успех, но работу над «Аватаром» это не ускорило. Применявшаяся в «Титанике» компьютерная графика не отвечала режиссерской задумке Кэмерона, и пока технологии совершенствовались, он занимался проработкой сценария, созданием языка на'ви и подбором актеров.

Премьера «Аватара» состоялась 10 декабря 2009 года, через 15 лет после первого наброска сценария. Но ожидание стоило того. Фильм стал самым коммерчески успешным в истории, преодолев планку кассовых сборов в 1 миллиард долларов. Картина получила три «Оскара» (при девяти номинациях), два «Золотых глобуса» и множество других престижных наград.

«Отрочество»

Кадр из фильма «Отрочество»
Кадр из фильма «Отрочество»

Интересный подход к съемкам фильма о взрослении продемонстрировал американский режиссер Ричард Линклейтер в своей картине «Отрочество». Обыкновенно, чтобы показать персонажа в разном возрасте используются либо игры с гримом и костюмами, как в «Москва слезам не верит», либо подбор внешне похожих актеров. Но Линклейтер решил пойти своим путем.

«Отрочество» — это история простого техасского мальчишки Мейсона Эванса, который в начале фильма поступает в первый класс, постепенно взрослеет, встречается с друзьями, ссорится с родителями, знакомится с алкоголем, заводит девушку и в конце уезжает из родительского дома в колледж. И все это силами одной команды актеров во главе с исполнителем главной роли Элларом Колтрейном.

Съемки картины продолжались 11 лет, по паре недель в год. Таким образом режиссер достиг высокой достоверности повествования, по достоинству оцененной критиками. Фильм вышел в 2014 году и получил множество престижных наград, включая «Оскара» за лучшую женскую роль для Патриции Аркетт.

«Безумный Макс: Дорога ярости»

Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»
Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»

Один из самых известных долгостроев в истории кино — фильм Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости». Четвертая часть популярной кинофраншизы вышла в свет в 2015 году и стала самой коммерчески успешной в серии. Фильм завоевал сразу шесть «Оскаров», но мировому успеху предшествовала череда случайностей, затянувшая процесс создания картины на долгих 28 лет.

Идея фильма пришла в голову Джорджа Миллера вскоре после завершения работы над третьей частью франшизы «Безумный Макс 3: Под куполом грома». Но тогда он считал трилогию законченным произведением, не нуждающимся в продолжении. В 1989 году Миллер все-таки сформулировал на бумаге основу будущего сценария и занялся раскадровками.

Дело шло к съемкам, но сначала помешал теракт 11 сентября 2001 года, потом начавшаяся война в Ираке. Вскоре стало понятно, что исполнитель роли Макса Рокатански в первых трех фильмах Мэл Гибсон, благодаря приобретенной им скандальной репутации, может повредить фильму, и его пришлось заменить. На главную роль рассматривался Хит Леджер, но в 2008 году он умер. В результате ведущим актером стал Том Харди.

Наконец в 2011 году съемочная группа отправилась в Австралию. Там ее ждал сюрприз: впервые за много лет в регионе прошли дожди, и пустыня зацвела. Производство пришлось перенести в Намибию, но вскоре команда Миллера вынуждена была свернуть работу под давлением местных экологических организаций. В итоге съемки завершились лишь в конце 2013 года, а премьера состоялась 7 мая 2015 года.

«Другая сторона ветра»

Кадр из фильма «Другая сторона ветра»
Кадр из фильма «Другая сторона ветра»

Рекордсменом по длительности производства является сатирическая драма «Другая сторона ветра», снятая знаменитым Орсоном Уэллсом. От первых наметок сценария и до премьеры этой картины прошло более полувека, и вышла она спустя 33 года после смерти своего создателя.

Историю про стареющего режиссера, который хочет вернуть себе былую славу с помощью экстравагантного фильма, Уэллс придумал еще в 60-х. В 1970 году стартовали съемки, которые из-за проблем с финансированием растянулись на шесть лет. Своеобразный авторский подход Орсона Уэллса к созданию фильмов требовал гигантского объема работы с пленкой, поэтому монтаж затянулся почти на десятилетие. В 1985 году, не успев завершить и половины, режиссер умер.

Следующие 13 лет родственники, сподвижники и спонсоры Уэллса занимались дележом его наследия. В 1998 году они пришли к согласию, что нужно как-то отбить уже вложенные средства, и фильм все-таки стоит издать. Осталось только определить, кто этим будет заниматься и как именно. Решение этого вопроса заняло еще 18 лет, пока американский стриминговый сервис Netflix не купил права на «Другую сторону ветра» и документальный фильм о самом Орсоне Уэллсе. После этого за два года все работы были завершены. Премьера последней работы легендарного режиссера состоялась на Венецианском кинофестивале в августе 2018 года.