
Фильм 1966 года «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» — признанная классика советской комедии. Фильм разобран на цитаты, которые можно услышать в любой обстановке среди самых разных слоев населения. Снимавший его режиссер Леонид Гайдай был уверен, что работает над картиной, которую быстро забудут. Но прошло уже почти 60 лет, а «Кавказская пленница» по-прежнему идет по телевизору, не забывая набирать многомиллионные цифры просмотров в интернете.
Не удивительно, что в пересмотренном вдоль и поперек фильме внимательные зрители нашли множество ляпов, на которые при первом просмотре просто не обращаешь внимания. Рассмотрим наиболее интересные из таких нестыковок.
Технарь с гуманитарными наклонностями

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» является продолжением «Операции “Ы”», что видно даже из названия. Однако в первом фильме Шурик (Александр Демьяненко) учится в политехническом институте. А в горы на каникулы он едет собирать фольклор. Такое занятие больше подходит студенту филологического вуза.
Можно предположить, что авторы сценария допустили промашку, превратив физика в лирика. Действительно в 60-е годы прошлого века наблюдалась смена отношения фольклору. То, что ранее считалось пережитком досоветского прошлого, внезапно стало важным культурным достоянием. Но собирать народное творчество все-таки ездили студенты профильных учебных заведений. Причем обыкновенно группами и с преподавателем.
Впрочем, в самом начале фильма закадровый голос сообщает, что история рассказана самим Шуриком, и за ее достоверность авторы не ручаются.
50 оттенков блонда

Шурик — блондин. Александр Демьяненко — брюнет. Проблема? Нисколько. Разумеется, необходимостью перекрашивать волосы в заданный сценарием цвет — рутинная операция для актера. Однако по ходу действия цвет волос главного героя заметно меняется. То они темно-желтые, то светлого соломенного цвета. Временами Шурик и вовсе пепельный блондин.
Объясняется такая путаница легко. Съемки шли около трех месяцев, и подкрашивать артиста пришлось несколько раз. Кроме того, фильмы обыкновенно снимают не в том порядке, в котором сцены сменяют друг друга на экране.
Самовосстанавливающееся стекло

Санитарный фургон, которым управляет случайный знакомый главного героя Эдик (Руслан Ахметов), впервые появляется в кадре в самом начале картины. Хорошо заметно, что в заднем правом окне зияет дыра. К моменту побега Шурика из психиатрической больницы №1 Эдик уже успел заменить стекло на целое. Но на дачу товарища Саахова (Владимир Этуш) фургон вновь приезжает с уже знакомым повреждением.
Следует сказать, что роль «одного из горных районов Кавказа» в фильме сыграл Крым. Единственный момент, снятый там где «положено» — это сцена купания Шурика в горной речке. В качестве натуры режиссер выбрал реку Мзымта в районе Сочи. Горные дорог снималась в Бахчисарайском районе неподалеку от Бурун-Кая, а бегство из психбольницы — в Симферополе.
Разумеется, при перемещении из локации в локацию реквизит мог получить повреждения. А непрямой порядок съемок обусловил возвращение разбитого стекла.
Полоски исчезают в полдень

Наиболее распространенным киношным ляпом является путаница с одеждой. Костюмеры частенько забывают, в чем актер был на более ранних съемках. Не избежала такой проблемы и «Кавказская пленница».
В сцене, где Нина (Наталья Варлей) прыгает за Шуриком в горную реку (трюк актриса исполнила самостоятельно), она одета в рыжую полосатую футболку. Ее же она вывешивает сушиться после купания в холодной воде. А обратно в лагерь возвращается уже в белой футболке.
Возможно, одежда просто выгорела на жарком горном солнышке. Но в том же моменте происходит и путаница с одеждой Шурика. В спальный мешок он упаковывается, предварительно сняв ботинки. А из воды вылезает уже обутый.
Общество чистых тарелок

Находящаяся в заточении Нина объявляет голодовку. По крайней мере пока ее не вызволит прокурор. Но перед таким заявлением девушка плотно закусывает. Или даже наедается до отвала.
В начале музыкального номера с песней про султана в комнату Нины входит Балбес (Юрий Никулин), неся на голове поднос с хлебом и фруктами. На первый взгляд на нем не менее пары килограммов еды. Спортсменка, комсомолка и просто девушка с хорошим аппетитом вгрызается в соблазнительного вида лепешку. Минута другая, и в конце песни зритель видит поднос с пустыми тарелками.
Таинственная комната

Впрочем, способность Нины к поглощению больших объемов еды спортивными темпами может быть вызвана особенностями комнаты. С ней связаны сразу несколько ляпов, хорошо заметных при внимательном просмотре.
Во-первых, в стене рядом с дверью имеется дверной глазок, в который дядя пленницы Джабраил (Фрунзик Мкртчян) подглядывает за племянницей. Но на кадрах из комнаты справа от двери ровная оклеенная обоями стена. Впрочем, это не удивительно. Ведь когда Джабраил смотрит в глазок, он видит кровать справа под углом, хотя должен смотреть прямо на нее. Аналогичным образом Нина, заглядывая в замочную скважину, смотрит вдоль коридора, а не на окно прямо напротив двери.
Во-вторых, комната обладает странным свойством подменять напитки. Так, Саахов входит к Нине без шляпы, но с подносом, на котором стоит бутылка шампанского. А выходит с красными пятнами на костюме. Либо заведующему райкомхоза кто-то продал поддельную бутылку, в которой вместо шампанского оказалось вино. Либо на одежде у него кровь. Однако для человека, получившего по голове тяжеленной бутылкой шампанского, Саахов на редкость ровно ходит и ясно изъясняется.
Также можно заметить, что ручка двери в комнату Нины располагается на левой створке. Но когда она открывает дверь Саахову, ручка переползает на правую створку. А перед прибытием Шурика снова возвращается на старое место.
Этими ляпами список не исчерпывается. Пытливые зрители отмечают появляющиеся в кадре тени от микрофонов и силуэты съемочной бригады. Кому-то сразу бросается в глаза ошейник на диком медведе.
Кто-то замечает перемещающиеся пятна от пота на футболке Джабраила. Но все эти мелочи нисколько не портят впечатления от просмотра замечательного фильма. Даже если смотреть его в дцатый раз.