7 фильмов Канн-2025, которые нельзя пропустить

Неуправляемые вспышки эмоций Дженнифер Лоуренс, трепетная любовь к кино Ричарда Линклейтера и история причудливых семейных отношений от Йоакима Триера – рассказываем о самых любопытных фильмах 78-го Каннского кинофестиваля в нашем обзоре

«Простая случайность», Джафар Панахи

Кадр из фильма «Простая случайность»
Кадр из фильма «Простая случайность»

Каннский победитель — фильм иранского классика Джафара Панахи о сложных взаимоотношениях жертвы и жестокого тюремщика. В автомастерскую механика Вахида приезжает семья: муж, беременная жена и маленькая дочь. В мужчине Вахид улавливает черты человека, который бесчеловечно избивал его на тюремных допросах. Механик похищает бывшего надзирателя и хочет его казнить. Но в том, что перед ним — тот самый обидчик, он на сто процентов не уверен, поэтому собирает компанию из других бывших политических заключенных.

В «Простой случайности» Панахи исследует последствия травматичного прошлого и механику разрушительного чувства мести. Несмотря на далеко не легкомысленную тему, автор разряжает напряжение триллера комедией и абсурдом, но все же ведет к поистине драматичному финалу.

«Сентиментальная ценность», Йоаким Триер

Кадр из фильма «Сентиментальная ценность»
Кадр из фильма «Сентиментальная ценность»

Драма Йоакима Триера, получившая в Каннах Гран-при, показывает, какими невыносимо болезненными могут оказаться контакты с самыми близкими людьми. По сюжету, признанный режиссер-гений, давно оставивший семью, задумал снять свой лучший фильм. На ведущую роль он приглашает старшую дочь — актрису, страдающую паническими атаками. А работать он собирается в их семейном особняке…

Тонкую и по-скандинавски сдержанную историю о хрупких и причудливых родственных отношениях Триер наполняет теплотой и юмором. Передавая приветы Бергману, режиссер ведет разобщенную семью — через искусство — если не к сближению, то к пониманию и принятию. Главные роли в «Сентиментальной ценности» сыграли шведский мэтр Стеллан Скарсгард и Ренате Реинсве, звезда предыдущего фильма Триера «Худший человек на свете».

«Новая волна», Ричард Линклейтер

Ричард Линклейтер поставил кино о моменте, куда хотел бы попасть всякий уважающий себя синефил. Париж, 1959 год. Молодой Жан-Люк Годар работает над новаторским дебютом «На последнем дыхании». В основе ленты — газетная заметка. Отчаянного и элегантного хулигана играет Жан-Поль Бельмондо, его американскую подружку — красавица Джин Сиберг. Тому, как снималась это важнейшая для мирового кинематографа лента, и посвящает свой фильм Линклейтер.

Это история о том, что шедевр может родиться из хаоса и импровизации, из неуверенности, уговоров и случайных удач. Но в кино, убежден Линклейтер, всегда есть магия творчества. Легкая, свободная магия есть и в его «Новой волне». Черно-белая лирическая комедия искренне и с большим трепетом признается в любви кинематографу в целом и «Последнему дыханию» в частности.

«Умри, моя любовь», Линн Рэмси

Кадр из фильма «Умри, моя любовь»
Кадр из фильма «Умри, моя любовь»

Две звезды мирового масштаба, Дженнифер Лоуренс и Роберт Паттинсон, играют семейную пару. Грейс и Джексон уехали из большого города в живописную деревенскую глушь и завели там ребенка. Но после рождения малыша все пошло наперекосяк. Грейс залила с головой мощная волна послеродовой депрессии, а Джексон не нашел в себе сил вывезти эти мощные эмоции.

«Умри, моя любовь» — перфоманс оскароносной Лоуренс, как никто сегодня умеющей играть женщину за гранью нервного срыва. Британка Линн Рэмси, известная по пронзительной драме «Что-то не так с Кевином», внимательно исследует взрывную героиню, оказавшуюся беззащитной перед собственным внутренним миром.

«Молодые матери», Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн

Братья Дарденн во взявшем в Каннах приз за лучший сценарий фильме продолжают вглядываться в социальные нарывы. На этот раз в центре внимания — пять юных девушек, недавно ставших мамами. Место действия — специальное учреждение, где получили приют эти уязвимые подростки из рабочего класса. Какая судьба ждет почти девочек, которые и сами нуждаются в заботе?

Трогательный и бескомпромиссный фильм, без истерик и манипуляций зрительскими эмоциями, рассказывает истории женщин, пытающихся найти место в жизни. В «Молодых матерях», исполненных почти в документальном формате, — минимум нравоучений и фальшивой жалости, зато море понимания и капля надежды на лучшее.

«Альфа», Жюлия Дюкурно

«Альфа» — лента Жюлии Дюкурно, получившей в 2021 году Золотую ветвь за эксцентричный боди-хоррор «Титан». Главная героиня нового фильма, 13-летняя девочка, набивает на руке грубую татуировку. Ее мать обеспокоена, ведь в стране зверствует эпидемия странной болезни, передающейся через кровь. Заразившиеся люди постепенно превращаются в камень, и для юной героини наступают тяжелые дни ожидания и страха.

Картина выражает ощущения девочки, ставшей изгоем: во взрослении школьной одиночки есть много от классической «Кэрри». Вместе с тем, в загадочном вирусе критики усмотрели эпидемию ВИЧ — и в этом ключе «Альфа» выглядит не такой уж фантастикой. Главную роль в картине исполнила чудесная дебютантка Мелисса Борос, а роли взрослых сыграли Тахар Рахим и Голшифте Фарахани.

«Секретный агент», Клебер Мендонса Фильо

Кадр из фильма «Секретный агент»
Кадр из фильма «Секретный агент»

За захватывающий политический триллер бразилец Клебер Мендонса Фильо получил Золотую ветвь как лучший режиссер, а сыгравшего главную роль звезду «Нарко» Вагнера Моура отметили в Каннах актерским призом. По сюжету, овдовевший ученый Марсело, бежавший из Бразилии в разгар военной диктатуры, возвращается в родной дом. Он хочет забрать своего маленького сына у его бабушки и вновь скрыться из страны. Но ему дорогу переходят киллеры, нанятые крупными бизнесменами.

Напряженный, снятый с большим юмором, фильм переосмысляет тяжелое и болезненное прошлое Бразилии. События разворачиваются во время знаменитого карнавала, что делает «Секретного агента», с его оживленными погонями, еще более зрелищным и атмосферным.