От «Крестного отца» до «Темного рыцаря»: культовые трилогии, которые должен увидеть каждый

Серии фильмов, оставившие неизгладимый след в истории кинематографа
Автор Кино Mail
Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля».
Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля».Источник: Legion-Media.ru

Формат трилогии в киноиндустрии представляет собой достаточно распространенное явление. Причем необязательно запланированное создателями изначально. Часто бывает так, что законченная история получает продолжение, потому что стала громким событием или получила коммерческий успех. 

В последние годы найти именно кинотрилогию довольно сложно — очень многие франшизы обзавелись сиквелами или входят в состав обширной киновселенной. В статье расскажем о фильмах, объединенных общим сюжетом, персонажами или тематикой. И снятых настолько качественно и профессионально, что серия получила статус культовой.

1. «Крестный отец» 

Кадр из фильма «Крестный отец».
Кадр из фильма «Крестный отец».Источник: Legion-Media.ru

Криминальная драма Френсиса Форда Копполы «Крестный отец» основана на одноименном романе американо-итальянского писателя Марио Пьюзо. В ней речь о семье Корлеоне, чей глава Вито (Марлон Брандо) является преступным лидером Нью-Йорка. Он уважаемый и влиятельный человек, который планирует передать свою незаконную империю младшему сыну. Недавно вернувшийся с войны Майкл (Аль Пачино) не планирует продолжать дело отца, но конфликты между мафиозными группировками заставляют его передумать. 

На момент выхода в 1972 году картина Копполы стала самым кассовым проектом года. Многие критики и зрители отмечали прекрасную постановку, сильные актерские работы и достаточно убедительное представление гангстеров той эпохи. 

Вторая часть вышла спустя два года и является одновременно приквелом о жизни молодого Вито Корлеоне (его сыграл Роберт Де Ниро) и продолжением истории Майкла, ставшего главой мафии. Обе ленты уже тогда были высоко оценены и получили множество наград, в том числе «Оскар» за лучший фильм и адаптированный сценарий. Они буквально создали образ современного мафиози, привлекли внимание зрителей к подобным сюжетам и вдохновили огромное количество последующих проектов гангстерской тематики. 

«Крестный отец» и «Крестный отец 2» считаются одними из величайших художественных произведений. Триквел, появившийся на экранах в 1990-м, хотя и получил неплохие отзывы, подобных почестей не заслужил.

2. «Долларовая трилогия» 

Эли Уоллах и Клинт Иствуд в фильме «Хороший, плохой, злой».
Эли Уоллах и Клинт Иствуд в фильме «Хороший, плохой, злой».Источник: Alloverpress

В середине XX века жанр вестерна был одним из главных направлений в кино. К тому моменту уже были определены критерии, которым новые картины должны были соответствовать. Итальянский режиссер Серджио Леоне решил переосмыслить формулу вестерна и выпустил в 1964 году «За пригоршню долларов» с Клинтом Иствудом в главной роли. Таким образом, началась эра «спагетти-вестерна». 

К этому поджанру относят низкобюджетные фильмы без четкого разделения на героев и злодеев, акцентирующие внимание на визуальной составляющей и с большим количеством насилия. Критики не оценили идеи Леоне, и высказали свое недовольство в негативных рецензиях. Тем не менее было снято еще два продолжения — «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой», сформировавших «Долларовую трилогию». 

В момент выхода картины тоже оказались под шквалом критики, однако сейчас «Хороший, плохой, злой» считается лучшим вестерном, приобретя культовый статус. Харизматичные персонажи, эффектная постановка и запоминающаяся музыка Эннио Морриконе позволили работам Леоне стать настоящей классикой кинематографа, а образ молчаливого ковбоя с суровым взглядом в исполнении Иствуда еще не раз цитировался в других проектах.

3. «Три цвета»

Кадр из фильма «Три цвета: Красный».
Кадр из фильма «Три цвета: Красный».Источник: Кадр из фильма

Трилогия Кшиштофа Кесьлевского, куда входят «Три цвета: Синий», «Три цвета: Белый» и «Три цвета: Красный» отсылает к расцветке французского флага и основана на трех идеалах в девизе Франции: свобода, равенство, братство. Сюжеты проектов не пересекаются, в каждом своя собственная история, призванная показать человеческие чувства и взаимоотношения. 

Первый фильм «Три цвета: Синий» повествует о Джули (Жюльет Бинош), потерявшей в автокатастрофе мужа и дочь. Совершенно разбитая и подавленная горем она пытается отгородиться от жизни и окружающих. Но это героине дается нелегко, особенно когда она узнает о том, что муж изменял ей. После выхода в 1993 году «Синий» был хорошо встречен критиками и получил главную награду Венецианского кинофестиваля. 

Через год были представлены два продолжения, также завоевавшие широкое признание. «Белый» рассказывает о жизни парикмахера Кароля (Збигнев Замаховский), которого бросила жена, и он остался без средств к существованию. Героиня «Красного» — студентка Валентина (Ирен Жакоб), которая после небольшого несчастного случая сближается с взрослым и циничным мужчиной. 

Считается, что третья часть является самым сильным произведением в серии, именно после него Кесьлевский заявил о том, что больше не будет заниматься съемками. Он умер от сердечного приступа в 1996-м во время операции на сердце.

4. «Назад в будущее»

Кадр из фильма «Назад в будущее».
Кадр из фильма «Назад в будущее».Источник: Кадр из фильма

Самая известная комедийно-фантастическая франшиза до сих сохраняет статус трилогии, несмотря на многочисленные разговоры в СМИ по поводу продолжения. Первая часть прошла тернистый путь от идеи и многочисленных отказов киностудий к кассовому успеху и невероятной любви фанатов по всему миру. 

Легкий тон повествования, отличная актерская игра, хороший баланс между наукой и фантастикой, а также замечательный саундтрек помогли ленте «Назад в будущее» стать настоящей иконой и завоевать несколько крупных наград на кинофестивалях. Сиквел и триквел снимались одновременно и вышли в кино с разницей в полгода. Они сохранили общую атмосферу оригинала, а основные актеры Майкл Дж. Фокс, Кристофер Ллойд, Томас Ф. Уилсон вернулись к своим персонажам.

«Назад в будущее 2» и «Назад в будущее 3» были оценены по достоинству и хорошо показали себя в прокате. Сейчас вся трилогия воспринимается как одно целое, является настоящим культурным достоянием и становится предметом многочисленных отсылок и референсов.

5. «Властелин колец»

Орландо Блум в фильме «Властелин колец».
Орландо Блум в фильме «Властелин колец».Источник: Legion-Media

Попытки экранизировать фэнтезийный эпос Джона Р.Р. Толкина «Властелин колец» предпринимались неоднократно, но до релиза доходили в основном мультфильмы. Комплексный сюжет с разнообразными героями, большим количеством мест действия и сложной визуальной составляющей был неподъемным для многих постановщиков и слишком дорогим для большинства киностудий. 

Но в 2001 году новозеландский режиссер Питер Джексон доказал всем, что перенести на экран роман Толкина возможно. «Властелин колец: Братство кольца» получился настоящим шедевром киноиндустрии, с самых первых дней завоевавшим признание зрителей и критиков, что неудивительно, учитывая качество конечного продукта. Уровень постановки, компьютерной графики и проработки мира Средиземья был настолько на высоте, что в этот мир не просто хотелось верить, в нем хотелось оказаться. 

Лента была удостоена четырех «Оскаров» из тринадцати номинаций, пяти премий BAFTA и трех премий «Сатурн». Поскольку все три фильма снимались одновременно, выход продолжений не заставил себя долго ждать. Картина «Властелин колец: Две крепости» появилась в 2002-м и ни в чем не уступала предшествующей, закрепив за собой звание одного из лучших сиквелов в кино. 

Но абсолютным триумфатором стала третья часть «Властелин колец: Возвращение короля», доказавшая, что сказочные сюжеты тоже могут быть многослойными и заслуживающими мирового признания. Масштабное фэнтези завоевало одиннадцать «Оскаров», что до этого удавалось сделать только «Титанику» и «Бен-Гуру». Трилогия Джексона вызвала небывалый всплеск интереса к произведениям Толкина, задав стандарты изображений хоббитов, эльфов, орков и других существ в современной культуре.

6. «Темный рыцарь»

Энн Хэтэуэй в фильме «Темный рыцарь: Возрождение легенды».
Энн Хэтэуэй в фильме «Темный рыцарь: Возрождение легенды».Источник: Кадр из фильма

История экранизаций комиксов о супергерое Бэтмене знала и взлет, и падение. Уровень проработки первых версий сейчас вызывает только улыбку, но последующие работы превратились в настоящую классику, а многочисленные анимационные сериалы и мультфильмы с разной периодичностью выходят до сих пор, завоевывая новых фанатов. 

В начале 2000-х супергерой в костюме летучей мыши испытывал тяжелые времена. Картина 1998 года «Бэтмен и Робин» провалилась в прокате и была разгромлена критикой, поэтому требовался перезапуск. Его доверили режиссеру-интеллектуалу Кристоферу Нолану, показавшему в 2005-м свое видение персонажа. 

«Бэтмен: Начало» был выполнен строго в реалистичном ключе, насколько это можно показать в супергероике. Брюса Уэйна показали обычным человеком, прошедшим тяжелую боевую подготовку, а действие происходило в городе, достаточно похожем на современный мегаполис. Это позволило создать суровый неонуарный боевик, который пришелся по вкусу многим. 

Сиквел под названием «Темный рыцарь» вывел франшизу на уровень лучших супергеройский серий, а сама картина до сих пор попадает в топы величайших фильмов всех времен. Это обусловлено не только смещением жанра в сторону криминального триллера, но и большой философской составляющей сюжета, а также отличными актерскими работами. Интерес к ленте подогрела скоропостижная смерть Хита Леджера, воплотившего образ Джокера, одного из главных антагонистов Бэтмена. 

Триквел вряд ли может поспорить с предшественником по уровню влияния на кинематограф и мировую культуру, но тем не менее является отличным завершением истории героя Кристиана Бэйла. «Темный рыцарь: Возрождение легенды» получился более масштабным, плотным по количеству событий и разнообразным в плане участия культовых персонажей комиксов.