
Каннский кинофестиваль является, пожалуй, самым престижным подобным мероприятием мира. Каждый год в конце мая Лазурный берег Франции на две недели погружается в атмосферу кино, гламура, шикарных нарядов и, конечно, скандалов.
Редкий фестиваль проходит без какого-нибудь инцидента. Иногда это слишком откровенные или внезапно открывшие лишнее наряды актрис. Иногда размолвки между гостями, ставшие достоянием жадной до сенсаций прессы, или неудачные выступления участников. Но были и такие случаи, которые выходили далеко за пределы мероприятия, а в случае неудачного стечения обстоятельств могли обернуться для Каннского фестиваля катастрофой.
Фестиваль №0

Американская драма «Горбун Собора Парижской Богоматери» режиссера Уильяма Дитерле была единственным фильмом, показанным на нулевом Каннском фестивале в сентябре 1939 года. Это произошло за семь лет до начала официального отсчета.
Первоначально фестиваль в Каннах задумывался как ответ на фашистскую цензуру. Главным мероприятием в мире кино в те годы был Венецианский кинофестиваль, который проходил в контролируемой фашистами Италии. Франция решила сделать свое, свободное мероприятие, и после согласования всех вопросов в Каннах началась подготовка к первому фестивалю.
К участию сразу привлекли США. Из-за океана отправился специально зафрахтованный лайнер с отрядом звезд Голливуда на борту. Американцы везли на фестиваль ставшую классической версию «Волшебника страны Оз» с Джуди Гарлэнд в главной роли, а также экранизацию Виктора Гюго, которой планировалось заинтересовать французского зрителя.
Закончилось все так и не начавшись. Первого сентября, в день открытия фестиваля немецкие войска вошли в Польшу, и мероприятие отменили. Состоялся только показ фильма Дитерле. Последующие годы войны могли похоронить идею кинофестиваля, но после победы его возродили, и 20 сентября 1946 года Международный Каннский кинофестиваль официально открылся в первый раз.
Французская весна

В 1967 году выдающийся итальянский режиссер Микеланджело Антониони получил «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Фотоувеличение». А в следующем 1968 году премию не получил никто. Фестиваль закрылся до окончания конкурса.
Причиной послужили беспорядки, охватившие Францию весной 1968 года. Началось все со студенческих выступлений, но постепенно переросло в массовые протесты, насчитывавшие до десяти миллионов участников. На предприятиях начались забастовки, протестующие захватывали административные здания. 13 мая студенты ворвались во Дворец фестивалей, поставив проведение мероприятия под угрозу.
Интересно, что знаменитые гости Канн, такие как Жан-Люк Годар или Роман Полански, поддержали студентов. Некоторые режиссеры из солидарности с протестующими снимали свои фильмы с конкурса. Начались отмены показов. В результате 19 мая организаторы отменили фестиваль.
Только через кинозал

Фантастический боевик «Окча» южнокорейского режиссера Пон Джун-хо вызвал скандал на Каннском фестивале 2017 года, когда во время показа на экране вспыхнул логотип Netflix. Стриминговый сервис выставил на основной конкурс сразу два фильма: «Окча» и «Истории семьи Майровиц», и это очень не понравилось хозяевам фестиваля — французам.
Дело в том, что во Франции действует закон, согласно которому все фильмы должны сначала демонстрироваться в кинотеатрах, и только спустя 36 месяцев после премьеры их можно продавать на твердых носителях, показывать по телевизору и распространять иным образом. Кроме того, со всех продаж необходимо отчислять процент на финансирование национального кино. Выполнение этих норм французы посчитали обязательным для всех без исключения.
Директор Netflix по контенту Тед Сарандос в свою очередь объяснял, что современное поколение зрителей все шедевры мирового кинематографа посмотрело со смартфона, и бессмысленно ограничивать французов в мгновенном доступе к фильму ради того, чтобы несколько тысяч человек смогли увидеть его в кинотеатре.
Принимающая сторона посчитала, что не какой-то там компании 1997 года рождения учить жизни великую европейскую державу. Кроме того Netflix пытался добиться разрешения на прокат своих картин во Франции на срок в несколько дней, чтобы получить формальную дату релиза. Такой подход оскорбил французских деятелей кино, посчитавших это проявлением неприкрытого культурного империализма США. В результате с 2018 года фильмы Netflix и других потоковых сервисов не имеют права претендовать на призы Каннского фестиваля.
Под каблуком организаторов

Известная голливудская актриса Джулия Робертс на 69-м Каннском фестивале вышла на красную дорожку босиком. Таким образом она выразила протест против неофициального правила, согласно которому женщины на фестивале должны появляться в туфлях на высоком каблуке.
Годом ранее несколько изданий сообщили, что администрация отказала группе женщин в проходе на показ фильма «Кэрол», поскольку они были в обуви на низкой подошве. Этот случай получил широкий общественный резонанс и вызвал волну критики в адрес организаторов.
Вскоре директор фестиваля Тьерри Фремо дал еще один повод для нападок. Он объявил вне закона селфи на красной дорожке, которыми после широкого распространения смартфонов начали увлекаться гости и участники. По мнению Фремо, таким образом он борется за сохранение традиций и против превращения гламурного фестиваля деятелей кино в банальную тусовку блогеров.
Атака с двух направлений

В опасном положении оказался фестиваль 2024 года, на котором «Золотая пальмовая ветвь» досталась фильму Шона Бейкера «Анора». По иронии судьбы именно проблема сексуальной эксплуатации женщин, отраженная в этой картине, стала причиной скандала вокруг очередного фестиваля.
Причиной послужило движение #MeToo. В Соединенных Штатах оно достигло расцвета в 2017-2019 годах, после чего пошло на спад. Но во Франции 2024 года оно как раз достигло апогея. Разумеется, в числе судей и организаторов Каннского фестиваля нашлось бы немало людей, которые могли стать мишенями для активистов движения. Но каким-то чудом скандалов удалось избежать.
Параллельно 77-й Каннский фестиваль находился под угрозой забастовки персонала. Сотрудники мероприятия требовали повышения заработной платы, ссылаясь на тяжелую экономическую ситуацию в стране и изменения в трудовом законодательстве. В результате стороны пришли к соглашению, однако ситуация до последнего оставалась довольно нервной.