
Фильм «Москва слезам не верит» вышел на экраны в 1979 году и быстро стал событием в советском кинематографе. Режиссером выступил Владимир Меньшов, главные роли исполнили Вера Алентова, Алексей Баталов, Ирина Муравьева и Раиса Рязанова. Лента обрела громкий успех не только в СССР, но и за рубежом: в 1981 году картина получила премию «Оскар» как лучший иностранный фильм, а также была удостоена Государственной премии СССР. История о трех женщинах, приехавших покорять Москву, тронула сердца миллионов — и по сей день фильм остается одним из самых любимых у зрителей разных поколений.
Действие начинается в конце 1950-х годов. Три подруги из провинции делят комнату в московском общежитии и мечтают о лучшей жизни. Катерина, серьезная и тихая, хочет поступить в университет и построить карьеру. Людмила — жизнерадостная и целеустремленная — надеется удачно выйти замуж и попасть в столичную элиту. Тося — простая, искренняя, работающая на стройке, — строит планы выйти за рабочего. Несмотря на разные взгляды на жизнь, героини остаются близкими и через много лет, уже повзрослев, пережив взлеты и падения.
Меньшов в каком-то смысле снимал автобиографическое кино: он и его жена Вера Алентова, сыгравшая Катерину, сами прошли путь молодых провинциалов в столице — с общежитиями, ночными сменами, экзаменами и мечтами. Возможно, именно эта личная правда позволила сделать героев такими живыми и убедительными. Однако, как и в любой художественной работе, внимательный зритель может заметить мелкие нестыковки. Они не мешают восприятию, но дают повод взглянуть на известный фильм под новым углом.
Туфли меняют цвет

Когда героини собираются в квартиру профессора, пока тот в отъезде, на обеих — светлая обувь. У Катерины — туфли, у Людмилы — босоножки. Но уже в подъезде можно заметить, что у Люды на ногах внезапно появляются черные босоножки.
Музыкальный скачок во времени

Один из эпизодов разворачивается под песню «Джамайка» Робертино Лоретти. Только вот дело происходит в 1958 году, а сама песня появилась спустя два года — в 1960-м. В Советском Союзе она стала популярной и вовсе только в 1962 году. Через одну сцену Катерина проходит мимо поэта, читающего стихи у памятника Маяковскому. Это «Параболическая баллада» Андрея Вознесенского — стихотворение, написанное в 1959 году. Но герои фильма будто живут в будущем.
География московского метро

В одном из кадров Людмила спускается в метро — за ее спиной видно станцию «Новослободская». Уже в следующей сцене она проезжает мимо «Охотного ряда». Те, кто знаком с московским метрополитеном, сразу заметят странность: между этими станциями нет прямой линии, без пересадки доехать невозможно.
Один плед — два эпизода

Плед, которым Гоша накрывает Катерину, внимательный зритель уже мог видеть раньше. Тот же самый узор, те же цвета — только в другом месте. Он появляется в сцене у Володи, когда Катерина приходит к нему домой. Тогда это плед — еще и декоративный ковер, висящий на стене за ее спиной.
Загадочные продукты


Когда Катерина выбирает продукты в универсаме, тележка ломится от банок с соленьями и вареньем. Но когда она встречает Гошу у подъезда, в руках у нее совсем другая поклажа — обычная авоська с картошкой, луком и неприметный бумажный пакет. А уже в квартире в этой же сумке вдруг обнаруживается настоящий продуктовый рай — помидоры, апельсины, все пестрит и сияет. Логистика, видимо, осталась за кадром — впрочем, Гоша все равно готовит ужин из запасов в холодильнике.