
Советский кинематограф знает немало случаев, когда актеры солидного возраста играли более молодых персонажей. И если разница в возрасте в пару лет не вызывает особенных трудностей, то сорокалетним артистам, превратившимся на экране в двадцатилетних, явно пришлось потрудиться.
Георгий Юматов

Народный артист РСФСР Георгий Юматов за полувековую актерскую карьеру сыграл в восьми десятках фильмов. Но главным его успехом стала роль Алексея Трофимова в военной драме Владимира Рогового «Офицеры».
В начале картины Алексей Трофимов — курсант военного училища, награжденный красными революционными шароварами за призовую стрельбу и понимание текущего момента. Персонажу в этот момент вряд ли больше двадцати лет, тогда как Георгию Юматову на момент съемок было уже 44 года. Более того, актер был участником Великой Отечественной войны, что наложило на его лицо характерный отпечаток. Чтобы избавиться от морщин, лицо Юматова перед съемкой намазывали яичным белком и туго стягивали волосы на затылке, чтобы натянуть кожу головы.
Вера Алентова, Раиса Рязанова, Ирина Муравьева

Три верные подружки из мелодрамы Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» на протяжении фильма превращаются из двадцатилетних девушек в сорокалетних женщин. Конечно, можно было бы попытаться найти молодых артисток и во время съемок второй серии искусственно их состарить. Но Меньшов решил поступить наоборот.
Роли Катерины Тихомировой, Антонины Буяновой и Людмилы Свиридовой сыграли жена режиссера Вера Алентова, исполнительница главной роли в сказке «Золотые рога» Раиса Рязанова и звезда детской утренней программы «Будильник» Ирина Муравьева. На момент съемок актрисам было 38, 36 и 30 лет, соответственно. А еще через два года в трагикомедии «Карнавал» 32-летняя Муравьева сыграла ученицу старших классов школы Нину Соломатину, которая отправилась в Москву учиться на артистку.
Надежда Румянцева

Еще во время учебы во ВГИКе будущая народная артистка РСФСР Надежда Румянцева начала выступать в Центральном детском театре, где исполняла детские роли. Но знаменитой ее сделал фильм Юрия Чулюкина «Девчата», в котором она играет повариху Тосю Кислицыну, приехавшую по распределению на лесозаготовки сразу после кулинарного училища. Тосе в фильме 18 лет, тогда как Румянцевой — 31 год.
Через год Румянцева появилась в комедии Николая Литуса и Алексея Мишурина «Королева бензоколонки». В фильме она играет еще более молодую 17-летнюю девушку Людмилу Добрыйвечер, которая мечтает о яркой, публичной профессии, но вынуждена временно устроиться заправщицей на бензоколонку.
Георгий Вицин

Потрясающим даром играть разновозрастных персонажей обладал народный артист СССР Георгий Вицин. Первым широко известным фильмом в его карьере стала спортивная комедия 1954 года «Запасной игрок», в которой он исполнил роль молодого футболиста Васи Веснушкина. На момент съемок Вицину исполнилось 37, и он был почти на 20 лет старше своего персонажа.
Еще больший разрыв в возрасте у Вицина с его персонажем из кинофильма Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова». Живущему с маменькой мелкому служащему Мише Бальзаминову в фильме 25 лет, тогда как игравшему его актеру стукнуло уже 47.
Янина Жеймо

Нельзя не вспомнить главную Золушку Советского Союза Янину Жеймо. Миниатюрная актриса с тонкими чертами лица начала карьеру в кино с роли мальчишки в немом фильме 1925 года «Мишки против Юденича» и впоследствии в основном играла девочек-подростков.
Главным успехом в ее творческой биографии стал фильм-сказка Надежды Кошеверовой «Золушка» 1947 года, в котором Жеймо сыграла главную роль. Возраст Золушки неизвестен, но она явно юная девушка, тогда как актрисе было уже 37. У членов худсовета, утверждавших актеров на роли возникли сомнения относительно Янины Жеймо, но ее удалось отстоять. Чтобы скрыть возраст актрисы, большая часть съемок проходила по вечерам в условиях более рассеянного света.
Любовь Орлова

Рекорд по омоложению на экране поставила блестящая актриса, народная артистка СССР Любовь Орлова. Последним фильмом в ее карьере стал шпионский детектив «Скворец и Лира» 1973 года про разведчиков нелегалов, внедрившихся во властные круги нацистской Германии. Семидесятилетняя актриса сыграла тридцатилетнюю разведчицу Людмилу Грекову с позывным «Лира». При этом роль ее мужа, «Скворца», исполнил Петр Вельяминов, которому было 46.
Разительная разница в возрасте актрисы и героини объясняется просто. Режиссер Григорий Александров в главной роли видел только одну женщину — свою жену. Этому правилу он не изменял с 30-х годов и не видел причин менять установившуюся практику.