
Некоторых героев в кино показывают как сугубо плохих, но это черта скорее неудачных работ. В хорошем кино даже самые отъявленные негодяи не столь однозначны. Да, они могут быть жестокими, циничными или просто безумцами. Но если копнуть глубже, окажется, что их мотивы куда сложнее. Часто — это реакция на проблемы в обществе, несправедливость, угнетение. На примере пяти фильмов показываем, где антагонисты были по-своему правы, но их методы оказались чересчур радикальными.
Лорд Катлер Беккет — «Пираты Карибского моря: На краю света»

Первый, но не последний лорд в нашей подборке. Лорд Беккет в исполнении Тома Холландера — расчетливый чиновник Ост-Индской компании. Яркий представитель нового мира, желающий, чтобы море было безопасным местом для торговли и путешествий. Главное, что для этого нужно — навсегда уничтожить пиратство. Чем он и занимается сначала в «Пиратах Карибского моря: Сундук мертвеца», а затем и в «Пиратах Карибского моря: На краю света».
Несмотря на внешний вид, его методы не отличаются мягкостью. В охоте за Джеком Воробьем он использует кровожадного Дейви Джонса и готов потратить на врага все боеприпасы. Он не пренебрегает обманом, подлостью и ведет себя отнюдь не по-джентльменски. Но разве сами пираты сильно от него отличаются? В эпоху морских разбойников постоянно грабили торговые суда, а членов экипажа беспощадно убивали. Лорд Беккет собирался покончить с этим. Если в вас есть предпринимательская или управленческая жилка, вы наверняка его поймете.
Конечно, герой Тома Холландера не снискал популярности у зрителей. Но если отбросить всю романтику, то Беккет был прав. Пиратство несет в себе не только флер свободы, но и жестокость.
Карл Анхойзер — «2012»

«2012» Роланда Эммериха — фильм-катастрофа. Главным антагонистом в картине выступают силы природы в виде землетрясений, извержений вулкана, цунами и других катаклизмов. При этом здесь также находится место герою, которого многие зрители возненавидели едва ли не больше, чем сам апокалипсис.
Карл Анхойзер, глава администрации президента, принимает жестокое, но необходимое решение. Он приказывает закрыть двери ковчегов, оставляя тысячи человек снаружи. Зритель понимает, что Анхойзер по сути обрекает невинных людей на смерть. Если бы не конец света, мы бы однозначно назвали его мерзавцем, заслуживающим самого жесткого наказания. Вот только дело происходит в условиях, когда мир рушится, а человечество стоит на грани вымирания. В такие моменты любое решение усложняется и перестает быть однозначно правильным или неправильным.
Анхойзеру дается этот выбор с невероятным трудом. Когда он отдает приказ закрыть двери, это кажется чудовищным. Но альтернатива — гибель вообще всех. Анхойзер оказывается единственным, кто способен принять волевое решение. Если бы он этого не сделал, волна уничтожила бы и ковчеги, и последний шанс на спасение.
Рой Бэтти — «Бегущий по лезвию»

«Бегущий по лезвию» — настоящая классика от Ридли Скотта, один из лучших фильмов в своем жанре. Главный злодей Рой Бэтти — лидер сбежавших репликантов, бесправных существ, созданных для тяжелого труда. По сюжету, его разыскивает охотник на андроидов Рик Декард. Чем дальше развивается история, тем яснее становится, что Бэтти — не монстр, а жертва.
Репликанты обречены на короткое, рабское существование. Им отводится всего четыре года, а любые попытки обрести свободу караются смертью. Бэтти хочет всего лишь продлить свою жизнь и доказать, что он и его сородичи заслуживают большего. В этих попытках он не ограничивает себя в методах и средствах. Однако природа его жестокости — отчаяние, а не злоба.
В финале он даже спасает Декарда, показывая, что способен на милосердие. Черта, которая скорее присуща герою, чем злодею. А желание прожить больше положенного и наделить эту жизнь смыслом и вовсе свойственно большинству из нас.
Озимандиас — «Хранители»

В фильме «Хранители» наибольшие споры вызвала фигура Озимандиаса. Персонаж Мэттью Гуда совершает нечто немыслимое. Чтобы спасти человечество от ядерной войны, он уничтожает миллионы людей. Кто-то возопит, что это безумие, но для Озимандиаса это холодный расчет. В отличие от других, он понимает одну ужасную истину: люди никогда не перестанут воевать, пока у них есть враги. Эта парадоксальная мысль приводит его к идее создать врага, которого будут бояться все.
Его план по-настоящему жесток, но нельзя отрицать, что он достиг цели. После ложной атаки Доктора Манхэттена США и СССР прекращают Холодную войну, объединившись против общего врага.
Гений Озимандиаса предотвратил глобальную катастрофу. В то же время, он сделал это на крови и лжи. Из-за действий героя Мэттью Гуда погибли миллионы, но их будут оплакивать выжившие миллиарды. Как и в случае с «Бегущим по лезвию», благодаря глубине персонажей и истории, «Хранители» Зака Снайдера стали настоящим образцом жанра.
Лорд Фаркуад — «Шрэк»

Второй лорд в нашей подборке и последний в списке. Не сказать, чтобы он был в чем-то прав, кроме как в своем желании стать королем. Данный антагонист вообще попал в наш список потому, что вызывает скорее сочувствие, чем неприязнь.
По сюжету, Лорду Фаркуаду не хватает лишь одного, чтобы взойти на престол — невесты. Ему рассказывают, что уже долгое время в одном замке пребывает в заточении принцесса Фиона. Сам он отправится за ней не в состоянии. Тем более, что охраняет принцессу огнедышащий дракон. Тогда Фаркуад посылает за будущей невестой Шрэка, который оказался сильнее всех рыцарей Дюлока. Судя по тому укладу, который существует во вселенной «Шрэка», это абсолютно нормальная ситуация. Она даже не тянет на трусость.
Шрэк освобождает Фиону, и на пути домой между ними вспыхивают чувства. Если подходить к этому со всей серьезностью, то это можно счесть за нарушение профессиональной этики. Ведь Шрэк в этой истории по сути выступает в роли наемника.
Когда лорд узнал, что Фиона — огр, его разочарование поймет каждый, кто ходил на свидание с человеком, который в жизни сильно отличался от своего фото. Интересно, что «Шрэк» помимо проблемы несоответствия образа с реальностью, предсказал появление приложений для знакомств. Вспомните, как Лорд Фаркуад в самом начале фильма выбирает невесту и поймете, что мы имеем в виду.