
Если заглянуть в любой более-менее серьезный список величайших фильмов в истории кинематографа, то с высокой долей вероятности на первых строчках окажется драма 1994 года «Побег из Шоушенка» с Тимом Роббинсом и Морганом Фриманом в главных ролях. Это первый игровой фильм в карьере Фрэнка Дарабонта, за которым последовали не менее известные картины «Зеленая миля» и «Мгла».
Казалось бы, режиссер и сценарист с таким багажом должен купаться в предложениях о работе над новыми лентами. Но за последние 20 лет за Фрэнком Дарабонтом не числится ни одного полноформатного проекта, сравнимого с ранними шедеврами. При этом Дарабонт определенно жив и здоров, а его дошедшие до экрана работы в области сериалов неизменно встречают положительные отклики зрителей.
Вход в индустрию

Американский сценарист и режиссер венгерского происхождения Фрэнк Дарабонт начал карьеру в киноиндустрии в качестве помощника продюсера в фильме ужасов «Адская ночь» и триллере «Соблазнение». Вскоре он получил от известного мастера ужасов Стивена Кинга право на экранизацию его рассказа «Женщина в палате» за символическую сумму в один доллар.
Получившаяся короткометражка вошла в шорт-лист премии «Оскар» и понравилась Кингу. Тогда же писатель передал Дарабонту права на экранизацию рассказа «Рита Хейворт и побег из Шоушенка»; теперь уже за символические 5 000 долларов. Впрочем, чек он обналичивать не стал, а вставил в рамку с подписью и вернул молодому режиссеру в качестве сувенира.
Фрэнк Дарабонт не стал торопиться с экранизацией. Он обратился к Чаку Расселу, с которым работал над «Адской ночью», и предложил услуги сценариста. Вместе они работали над фильмом «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна», который вдохнул новую жизнь во франшизу и получил премию «Сатурн» в номинации «Лучший фильм ужасов». Сотрудничество продолжилось еще одним ужастиком 1988 года «Капля». Кроме того, Дарабонт помогал Расселу шлифовать сценарий боевика «Стиратель».
В зените славы

Первоначально студия Castle Rock, куда Дарабонт отправил сценарий «Побега из Шоушенка», хотела посадить в режиссерское кресло Роба Райнера. Планировалось взять на главную роль Тома Круза и превратить фильм в этакое продолжение снятой ими кассовой юридической драмы «Несколько хороших парней». Но Дарабонт настоял на своем и в результате сам оказался на посту режиссера.
Фильм оказался не слишком популярным в прокате 1994-го, но семь номинаций на премию «Оскар» (из них две на счету Дарабонта) сделали свое дело. Уже в следующем году картина приобрела статус культовой, чему также способствовал показ «Побега из Шоушенка» по кабельному телевидению.
Следующий фильм, вновь снятый на основе творчества Стивена Кинга, закрепил за Фрэнком Дарабонтом звание одного из лучших сценаристов и режиссеров Голливуда. Фэнтезийная драма «Зеленая миля» вышла в 1999 году, и в этот раз зритель деньгами проголосовал за новинку. Фильм собрал без малого 300 млн долларов, а Дарабонт получил вторую в своей жизни номинацию на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.
Последующая мелодрама «Мажестик» не снискала такой популярности, правда, сценарий к ней писал не Дарабонт. Но вышедший в 2007 году фильм ужасов «Мгла» (по Стивену Кингу, разумеется) восстановил статус-кво.
Скандал с мертвецами

В 2010 году Фрэнк Дарабонт спродюсировал первый сезон хитового телесериала «Ходячие мертвецы», а также написал сценарий к четырем из шести эпизодов первого сезона. Сериал стал флагманом американского кабельного канала AMC и продержался 11 сезонов. Пилотный эпизод, написанный и поставленный Дарабонтом посмотрели более 5 миллионов человек, что стало рекордом для канала.
Но уже во втором сезоне взгляды режиссера и канала резко разошлись. Руководство AMC хотело урезать расходы на 20%, но при этом увеличить количество серий вдвое. Дарабонт отказался и был снят с должности шоураннера. Он подал в суд и потребовал 280 млн долларов компенсации. В результате многолетней тяжбы стороны пришли к досудебному соглашению, по которому телеканал AMC выплатил режиссеру 200 млн долларов и дал права на роялти.
Справедливость вроде бы восторжествовала, но этот случай, по всей видимости, и стал причиной постепенного отхода Фрэнка Дарабонта от дел.
Работа для души

После «Ходячих мертвецов» Фрэнк Дарабонт выступил в качестве сценариста и режиссера в сериале 2013 года «Город гангстеров», но шоу закрылось после первого сезона, несмотря на положительные отзывы. А затем он практически пропал из виду. Лишь спустя 11 лет появилась информация, что он станет режиссером популярного сериала «Очень странные дела». Но только в двух сериях пятого сезона, который станет последним.
В одном из интервью Фрэнк Дарабонт объяснил, что в современном кинобизнесе, на его взгляд, стало слишком много людей, которые делают ужасные вещи из корыстных побуждений. А что касается «Очень странных дел», то они с женой попросту любят этот сериал за то, что в нем еще осталась душа. И это заставило его откликнуться на предложение о работе.
Станет ли возвращение постоянным — покажет время. Дарабонт отмечает, что он вовсе не скучает по кинобизнесу, но скучал по творческой атмосфере на съемочной площадке, а потому исключать ничего не будет.