Фильмы и сериалы о радио, которые вдохновляют, трогают и будоражат — смотри в День радио

7 мая в нашей стране отмечается День радио. Вспомним проекты, где сюжет разворачивается в студии, а главные герои — радиоведущие
Автор Кино Mail
Мужчина и женщина в радиорубке.
Кинематограф неоднократно обращался к теме радиоведения.Источник: Freepik

Радио остается особой сферой творчества со своей уникальной атмосферой. Неудивительно, что кинематограф неоднократно обращался к этой теме. Подготовили список проектов, которые стоит посмотреть 7 мая в профессиональный праздник.

1. «День радио» 

Кадр из фильма "День радио".
В ленте звучат выступления культовых рок-групп, добавляя неповторимую атмосферу драйва и энергии.

Самый популярный фильм про радио в нашей стране — комедия от «Квартета И», вышедшая в 2008 году. По сюжету сотрудники радиостанции пытаются организовать прямой эфир на животрепещущую тему, но проблема в том, что подготовленный материал перехватили конкуренты, поэтому ведущие «Как Бы Радио» начинают придумывать на ходу.

В ленте «День радио» звучат выступления культовых рок-групп, добавляя неповторимую атмосферу драйва и энергии. Интересно, что история фильма началась задолго до выхода на большие экраны. Сначала это был спектакль «Квартета И», и лишь спустя семь лет история обрела полноценное кинематографическое воплощение.

2. «Питер FM» 

Кадр из фильма "Питер FM".
Режиссерский дебют Оксаны Бычковой, фильм «Питер FM», не только завоевал признание критиков и зрителей, получив несколько наград.

Трогательная история, в центре которой оказывается радиоведущая Маша (Екатерина Федулова) и архитектор Максим (Евгений Цыганов), разворачивается на фоне весенних питерских пейзажей. Герои на пороге важных событий: Маша готовится к свадьбе с одноклассником Костей (Алексей Барабаш), которого, кажется, совсем не любит, а Макс получил предложение поехать на стажировку в Германию, но не может решиться. Обоих ждут судьбоносные перемены.

Режиссерский дебют Оксаны Бычковой, фильм «Питер FM», не только завоевал признание критиков и зрителей, получив несколько наград, но и вдохновил на создание одноименной радиостанции, которая продолжает вещание в северной столице.

3. «Рок-волна» 

Кадри из фильма «Рок-волна».
«Рок-волна» — художественное произведение, а не документальный фильм.

История о диджеях пиратского радио, которые пытаются отстоять свободу творчества, вышла в 2009-м. Действие происходит в Великобритании 60-х. Правительство запрещает включать в эфир поп-музыку, оставляя ей всего пару часов в неделю, но недалеко от Лондона дрейфует корабль с настоящим сокровищем для меломанов: горы винила, передовая аппаратура и неудержимый дух рок-н-ролла. Эта плавучая крепость бросает вызов устоям и цензуре.

В фильме Ричарда Кертиса, который подчеркивал, что «Рок-волна» — художественное произведение, а не документальный фильм, собрался поистине звездный каст с Биллом Найи и Филипом Сеймуром Хоффманом на первом плане. Центральных персонажей озвучивали ведущие радио «Маяк».  

4. «Короткие волны» 

Кадри из фильма «Короткие волны».
Студии становятся местом, где герои сталкиваются с непростым выбором.

Драма «Короткие волны» — это захватывающая мозаика из пяти историй, действие которых разворачивается в атмосфере радиоэфира. Студии становятся местом, где герои сталкиваются с непростым выбором, принимают решение о судьбе произведений современного искусства, борются за любовь и переосмысливают свою жизнь. 

Однако создание фильма не обошлось без скандала. В одном небольшом эпизоде снялся Егор Кончаловский. Но он заявил, что не знал о съемках и не давал никакого согласия на участие в этой картине. Суд постановил выплатить Кончаловскому 300 000 рублей, хотя режиссер наставила на другой сумме — 3,5 миллиона. Позже режиссер Михаил Довженко вырезал из картины Кончаловского и привлек Евгения Гришковца.

5. «Доброе утро, Вьетнам» 

Кадр из фильма «Доброе утро, Вьетнам».
Режиссер картины «Доброе утро, Вьетнам» Барри Левинсон позволил Уильямсу импровизировать.

На вьетнамской военной радиостанции появляется настоящая звезда — Эдриан Кронауэр (Робин Уильямс). Он переворачивает с ног на голову привычный мир армейского эфира. Забыв о строгих правилах и форматах, Кронауэр дарит солдатам юмор и музыку, которую они действительно хотят услышать. 

Режиссер картины «Доброе утро, Вьетнам» Барри Левинсон позволил Уильямсу импровизировать, и актер воспользовался этим правом, показав новый уровень мастерства. Старания Робина были отмечены премией «Золотой глобус» и номинацией на «Оскар».

6. «В эфире» 

Кадр из фильма «В эфире».
В центре сюжета триллера «В эфире» — герой Мэла Гибсона.

Однажды в студии короля ночного радиоэфира и мастера провокаций Элвиса Куни раздается звонок незнакомца по имени Гари, после которого диджей оказывается в смертельной опасности. На кону стоит жизнь его жены и дочери. Единственный способ спасти их — раскрыть личность безжалостного врага в прямом эфире.

В центре сюжета триллера «В эфире» — герой Мэла Гибсона. Он далеко не ангел, и актеру удается передать внутреннюю борьбу своего персонажа, удерживая зрителя в напряжении до последней секунды.

7. «Эпоха радио»

Кадр из фильма «Эпоха радио».
Ностальгическая картина «Эпоха радио» отражает то время, когда с помощью приемника люди узнавали новости.

В этой ретрокомедии Вуди Аллен выступил в роли режиссера, актера и рассказчика. Главный герой — еврей по имени Джо. Он окунается в теплые детские воспоминания о близких людях: родителях, друзьях и соседях, и делится интересными фактами о том, как жила Америка в конце 30-х. Главное, что объединяет все истории — радио. 

Ностальгическая картина «Эпоха радио» отражает то время, когда с помощью приемника люди узнавали новости, знакомились и получали утешение. Работа Вуди Аллена была дважды номинирована на «Оскар» и получила несколько наград Британской киноакадемии.

8. «Весь невидимый нам свет» 

Кадр из фильма «Весь невидимый нам свет».
В центре сюжета слепая девочка-подросток Мари-Лор ЛеБлан и ее отец Даниэль.

Экранизация одноименного романа Энтони Дорра, отмеченного Пулитцеровской премией, — переносит зрителей в годы Второй мировой войны. В центре сюжета слепая девочка-подросток Мари-Лор ЛеБлан (Ария Мия Лоберти) и ее отец Даниэль (Марк Руффало). Спасаясь от немецкой оккупации, они находят приют у эксцентричного дяди Этьена (Хью Лори) — активного участника французского Сопротивления. Он ведет подпольные радиопередачи и вскоре подключает к этому племянницу.

Проникновенные речи Мари-Лор становятся символом надежды для многих, но одновременно превращают ее в мишень для нацистов. Однако история обретает неожиданный поворот: немецкий офицер, получивший задание найти и устранить радиоведущую, берется слушать ее трансляции, и его представления о добре и зле начинают меняться.