О чем фильм «В списках не значился»
21 июня 1941 года юный лейтенант Николай Плужников прибывает по новому месту службы в Брест. Вокзал переполнен беженцами, но молодой офицер и не думает о войне — в газетах славят пакт с Германией, а если что — будем бить врага на его территории, как в финскую. Знакомство с коллегой решили отметить в ресторане, так что в часть Николай прибыл только ночью. Спасибо еще, девушка Мирра, работающая в крепости поварихой, помогла найти дорогу. Так что оформить документы в штабе о зачислении на должность Плужников не успел.
На КПП чрезмерно бдительный постовой укладывает лейтенанта в пыль, и Мирра ведет его почиститься на склад в каком-то подвале. Там готовятся ко сну пожилой старшина Степан Матвеевич, два бойца и две женщины из вольнонаемных. Остаток ночи проходит в разговорах, которые прерывает на рассвете гул далекой канонады. Герои принимают ее за грозу, но вскоре первые бомбы обрушиваются на крепость.
Зачем смотреть

«В списках не значился» — масштабное историческое батальное полотно, военный блокбастер в духе «1917», изображение в котором насыщено «летящей камерой» с панорамными общими планами. По качеству и жесткому реализму кино не уступает китайским драмам вроде «Битвы на озере» или «Восьми сотням». Картину снимал один из самых титулованных современных русских операторов Игорь Гринякин — и, надо полагать, его коллекцию «Золотых орлов» ожидает пополнение. В ленте много жесткого контрастного света, подчеркивающего драматизм происходящего.
Фильм радует хорошим подбором актеров, которым явно занимался сам продюсер картины Владимир Машков — в основном это молодые ученики театра-студии Табакова, которой он руководит. Себе Машков оставил лишь небольшую роль старшины и голос за кадром. Таким образом он — единственный известный артист в фильме. Все остальные лица еще не примелькались на экранах, что помогает видеть в них персонажей, а не исполнителей. При этом хорошая театральная школа чувствуется у всех. И пронзительный финал ленты с легендарными словами «Я — русский солдат» (так даже называлась прошлая экранизация книги) звучит столь убедительно и актуально, как этого уже давно не было в нашем кино.
Почему можно не смотреть

За масштабностью и технологичностью потерялась психологическая, духовная и даже мистическая сложность повести Бориса Васильева. Там Плужников, оставшийся последним защитником Крепости, ощущает ее живым существом, которое истекает кровью, а себя — последней каплей этой крови. В фильме мы видим лишь стены, которые рушатся под ударами взрывов. Персонажи, кроме двух главных героев, — скорее обобщенные типажи, на фоне которых, как на фоне стен, действует и говорит свой текст лейтенант.
При этом лента чрезмерно насыщена пафосной музыкой, которая звучит чуть ли не постоянно. И откровенно мешает слышать речь актеров. Тут невольно вспоминается Алексей Герман-старший, который считал, что саундтрек призван прикрыть драматургическую пустоту и режиссерскую слабость. Конечно, мы знаем в кино немало прекрасной музыки, только усиливающей воздействие фильма. Но в данном случае перед нами просто вопиющий пример того, о чем говорил Герман.