Не уступает «1917»? Обзор военного блокбастера «В списках не значился» с Машковым

На экранах – масштабная экранизация знаменитой повести Бориса Васильева об обороне Брестской крепости. О том, удалось ли фильму передать глубокую психологию оригинала, разбираемся в рецензии Кино Mail

О чем фильм «В списках не значился»

21 июня 1941 года юный лейтенант Николай Плужников прибывает по новому месту службы в Брест. Вокзал переполнен беженцами, но молодой офицер и не думает о войне — в газетах славят пакт с Германией, а если что — будем бить врага на его территории, как в финскую. Знакомство с коллегой решили отметить в ресторане, так что в часть Николай прибыл только ночью. Спасибо еще, девушка Мирра, работающая в крепости поварихой, помогла найти дорогу. Так что оформить документы в штабе о зачислении на должность Плужников не успел.

На КПП чрезмерно бдительный постовой укладывает лейтенанта в пыль, и Мирра ведет его почиститься на склад в каком-то подвале. Там готовятся ко сну пожилой старшина Степан Матвеевич, два бойца и две женщины из вольнонаемных. Остаток ночи проходит в разговорах, которые прерывает на рассвете гул далекой канонады. Герои принимают ее за грозу, но вскоре первые бомбы обрушиваются на крепость.

Зачем смотреть

Кадр из фильма «В списках не значился»
Кадр из фильма «В списках не значился»

«В списках не значился» — масштабное историческое батальное полотно, военный блокбастер в духе «1917», изображение в котором насыщено «летящей камерой» с панорамными общими планами. По качеству и жесткому реализму кино не уступает китайским драмам вроде «Битвы на озере» или «Восьми сотням». Картину снимал один из самых титулованных современных русских операторов Игорь Гринякин — и, надо полагать, его коллекцию «Золотых орлов» ожидает пополнение. В ленте много жесткого контрастного света, подчеркивающего драматизм происходящего.

Фильм радует хорошим подбором актеров, которым явно занимался сам продюсер картины Владимир Машков — в основном это молодые ученики театра-студии Табакова, которой он руководит. Себе Машков оставил лишь небольшую роль старшины и голос за кадром. Таким образом он — единственный известный артист в фильме. Все остальные лица еще не примелькались на экранах, что помогает видеть в них персонажей, а не исполнителей. При этом хорошая театральная школа чувствуется у всех. И пронзительный финал ленты с легендарными словами «Я — русский солдат» (так даже называлась прошлая экранизация книги) звучит столь убедительно и актуально, как этого уже давно не было в нашем кино.

Почему можно не смотреть

Владислав Миллер на съемках фильма «В списках не значился»
Владислав Миллер на съемках фильма «В списках не значился»

За масштабностью и технологичностью потерялась психологическая, духовная и даже мистическая сложность повести Бориса Васильева. Там Плужников, оставшийся последним защитником Крепости, ощущает ее живым существом, которое истекает кровью, а себя — последней каплей этой крови. В фильме мы видим лишь стены, которые рушатся под ударами взрывов. Персонажи, кроме двух главных героев, — скорее обобщенные типажи, на фоне которых, как на фоне стен, действует и говорит свой текст лейтенант.

При этом лента чрезмерно насыщена пафосной музыкой, которая звучит чуть ли не постоянно. И откровенно мешает слышать речь актеров. Тут невольно вспоминается Алексей Герман-старший, который считал, что саундтрек призван прикрыть драматургическую пустоту и режиссерскую слабость. Конечно, мы знаем в кино немало прекрасной музыки, только усиливающей воздействие фильма. Но в данном случае перед нами просто вопиющий пример того, о чем говорил Герман.