
Фильмы ужасов — специфический жанр, эксплуатирующий чувство страха, тревоги и неопределенности. Начиная с самых первых, еще немых картин фильмы ужасов снимали всю историю кинематографа. И все эти годы режиссеры со сценаристами ломали голову, как бы извернуться, чтобы посильнее напугать зрителя.
Слэшеры и мистические триллеры, нашествия зомби и пришельцы из космоса, — среди бесчисленных ужастиков каждый найдет такой, чтобы кровь стыла в жилах, а волосы вставали дыбом. Главное не забывать, что все это лишь фантазия. Или нет...
«Техасская резня бензопилой»

Культовый слэшер 1974 года «Техасская резня бензопилой» снят режиссером Тоубом Хупером в условиях крайне низкого бюджета. Это обусловило выбор на главные роли малоизвестных актеров и наложило отпечаток на все спецэффекты. Тем не менее фильм многократно окупился в прокате и послужил началом франшизы, которая здравствует до наших дней.
Действие фильма разворачивается в небольшом техасском городке, где кто-то разоряет могилы и создает из выкопанных трупов жуткую инсталляцию. Получив эту новость, главная героиня Салли Хардести (Мэрилин Бёрнс) в компании брата-инвалида и трех друзей отправляется проверить, цела ли могила ее дедушки. На месте компания сталкивается с сумасшедшей семейкой, живущей в соседнем полуразвалившемся доме, и по очереди гибнет от рук маньяка в маске по прозвищу «Кожаное лицо». Выжить удается лишь Салли, сумевшей убежать на дорогу и поймать попутку.
Фильм эксплуатирует тему жестокого садистского насилия. Сцены убийств с использованием разнообразных приспособлений, включая бензопилу, вызывают ужас. Разбросанные в кадре останки животных разной степени разложения создают атмосферу безысходности. А обезличенный злодей в страшной кожаной маске еще долго возникает в сознании зрителя.
Несмотря на кассовый успех, картина получила довольно прохладные отзывы критиков. Однако неослабевающий зрительский интерес привел к тому, что в наши дни «Техасская резня бензопилой» приобрела статус культовой и периодически оказывается в списках лучших фильмов ужасов.
«Чужой»

Прекрасным образцом научно-фантастического фильма ужасов является картина Ридли Скотта «Чужой», вышедшая в 1979 году. Также как «Техасская резня бензопилой», картина стала родоначальником франшизы. Однако по формату она кардинально отличается от описанного ранее слэшера.
События фильма происходят в XXII веке. Человечество активно осваивает галактику, космические корабли снуют туда-сюда, пока их экипажи находятся в анабиозе. И однажды команда рудовоза «Ностромо», направлявшегося на Землю, просыпается около неизученной планеты LV-426. Оказывается, пока они спали, автопилот получил приказ выяснить природу странного сигнала, идущего с планеты. На поверхности герои сталкиваются с агрессивной расой инопланетян, заносят ее представителя на корабль и по очереди гибнут от конечностей и зубов монстра. Выживает лишь Эллен Рипли в исполнении молодой Сигурни Уивер.
«Чужой» удачно попал в эпоху постепенного охлаждения интереса к космосу. Фильм ставит перед зрителем вопрос, стоит ли вообще лезть за пределы нашей уютной планеты, и уверенно играет на чувстве ужаса перед всем выходящим за рамки привычной реальности.
«Сияние»

«Сияние» Стэнли Кубрика по сценарию Стивена Кинга — один из лучших фильмов ужасов, выполненных в жанре мистического триллера. Выпущенная в 1980 году картина получила четыре номинации на премию «Сатурн» и спустя 50 лет со дня премьеры продолжает оказывать влияние на современную культуру.
Писатель Джек Торранс (Джек Николсон) планирует соединить приятное с полезным. Он нанимается зимним смотрителем в отель «Оверлук», планируя за время вынужденной изоляции написать новый роман и заодно подзаработать. Жена Джека не испытывает восторга перед таким мероприятием, а у его сына возникают страшные видения, связанные с «Оверлуком».
На месте Джек попадает под мистическое влияние гостиницы и постепенно сходит с ума. Его жене и сыну чудом удается бежать, а сам главный герой погибает, замерзнув в полуразрушенном лабиринте.
В отличие от слэшеров, предполагающих мучительную гибель множества людей в кадре, «Сияние» доводит зрителя до икоты постоянным нагнетанием атмосферы ужаса через соприкосновение с потусторонним миром. А лицо Джека Николсона, торчащее из прорубленной в двери дыры, в наши дни стало популярным интернет-мемом.
«Нечто»

Фильм Джона Карпентера «Нечто» 1982 года относится к разряду фантастики и по сути является ремейком картины «Нечто из иного мира», снятой в 1951 году. Однако в этот раз зло теряет осязаемую форму, заставляя зрителя гадать, от кого в следующий миг будет исходить угроза.
События фильма разворачиваются на американской исследовательской станции в Антарктиде. Полярники становятся свидетелями бессмысленной гибели двух норвежских ученых с соседней базы. Наведавшись туда они узнают, что коллеги обнаружили замерзший инопланетный корабль и останки его пилота.
Выясняется, что инопланетянин оттаял, и теперь вся планета находится под угрозой. Виной всему исключительная агрессивность «нечто» и его способность к ассимиляции и мимикрии. Вскоре среди персонала исследовательской станции не остается ни одного человека, который мог бы быть уверен, что остальные вокруг него все еще люди.
«Нечто» играет на параноидальных чувствах и до конца сохраняет интригу. Финал построен таким образом, чтобы даже после титров зрители могли разойтись во мнениях, кто из двух оставшихся в живых полярников несет в себе «нечто», и удастся ли инопланетному существу добраться до большого мира.
«Рассвет мертвецов»

Замыкает подборку боевик 2004 года «Рассвет мертвецов», снятый Заком Снайдером по сценарию Джеймса Ганна. Ремейк одноименной картины 1978 года в общих чертах повторяет сюжет изначального фильма. Однако Снайдер заметно расширил список действующих лиц.
Главная героиня медсестра Анна (Сара Полли) возвращается домой после тяжелой смены и не обращает внимания на сообщения о странных нападениях на людей. На следующее утро выясняется, что делать этого не стоило. Вся округа охвачена нашествием зомби, которые добираются и до ее мужа. Вместе с группой других выживших Анна баррикадируется в торговом центре на окраине города, а после сбегает оттуда на кустарно доработанном автобусе.
В отличие от оригинальной ленты, где главные герои улетают на вертолете в неопределенное будущее, Анна и ее спутники пробираются к пристани, чтобы уплыть от зомби на лодке. Но на последних кадрах видно, что остров, к которому они пристают, также кишит зомби.
«Рассвет мертвецов» Зака Снайдера не пытается пробудить у зрителя глубинные переживания. Это экшн-драма, страшная скорее стремительным действием, грохотом и обилием крови. Тем не менее фильм держит в напряжении до самого финала и еще некоторое время после.