Ромком-мечта? Что не так с «секретным» фильмом Люка Бессона «Джун и Джон»

Рассказываем, каким получился новый фильм культового Люка Бессона, и почему при всем своем задоре «Джун и Джон» очевидно проигрывают старым работам мастера

О чем фильм «Джун и Джон»

Джон, молодой мужчина из Лос-Анджелеса, ведет тоскливую монотонную жизнь: просиживает целыми днями в офисе над бухгалтерскими таблицами, проводит вечера в одиночестве в холостяцкой квартире. Джон не то чтобы отталкивающий, но девушки не желают с ним знакомиться, поскольку его нет в соцсетях.

Однажды по пути домой он встречает в метро незнакомку с фиолетовыми волосами; она едет в соседнем вагоне, поэтому общаться с ней приходится знаками, да и разговор длится считанные минуты, но оба тут же понимают, что это любовь. Буквально через день девушка внезапно появляется у Джона на работе. Ее цель — превратить скучную бухгалтерскую жизнь в настоящее приключение с грабежами, погонями и обилием секса.

Зачем смотреть

Кадр из фильма «Джун и Джон»
Кадр из фильма «Джун и Джон»

Западная пресса называет «Джун и Джона» «секретным фильмом» Люка Бессона, и в этом есть определенный смысл. На момент написания рецензии у картины не было собственной страницы в «Википедии», более того, она отсутствовала и в разделе «Фильмография» на странице кинематографиста. Промо-кампанию ленты трудно было назвать громкой.

В общем, Бессон, кажется, хотел сделать какое-то маленькое и неожиданное кино — и в итоге снял на камеру мобильника ромком напополам с триллером. Теперь автор в интервью вдохновенно рассказывает о том, как весело и увлекательно было работать практически без подготовки, зато с крошечным по сегодняшним меркам бюджетом и группой всего-то из 12 человек. Бессон, по его собственным словам, вернул себе ощущения, возникшие полвека назад на съемках первого фильма.

Главный плюс «Джун и Джона» в том, что задор, вроде как вернувшийся к автору, время от времени находит отражение на экране. Новая лента Бессона выглядит бодрее, чем, скажем, «Анна» или «Люси». Впрочем, пытаться сравнивать фильм с культовыми работами кинематографиста, пожалуй, не стоит: как бы вы ни относились к «Леону» и «Пятому элементу», «Джун и Джон» им очевидно проигрывают.

Почему можно не смотреть

Кадр из фильма «Джун и Джон»
Кадр из фильма «Джун и Джон»

В последние годы Бессон так себе работает с актерами, поэтому поверить во всепоглощающий роман главных героев довольно трудно. От начала и до конца фильма Джун и Джон выглядят чужими людьми, по стечению обстоятельств оказывающимися то в одном автомобиле, то в одной постели (есть еще палатка голливудского бомжа, но она, по сути, тоже становится постелью).

Хочет ли Бессон тем самым сообщить что-то аудитории о человеческой разобщенности? Вряд ли. Все, что автор хочет донести до зрителей, он проговаривает открытым текстом, например: феминистки достали. Ратующие за права инвалидов продыху не дают. Удивительным образом Бессон меняет тон, когда дело доходит до самых оголтелых последователей Греты Тунберг: оказывается, оберегать природу не зазорно, даже брызгая слюной от ярости и размахивая огнестрелом.

Кадр из фильма «Джун и Джон»
Кадр из фильма «Джун и Джон»

Но фильму можно предъявить претензии и посерьезней. Ближе к концу картины есть сцена, где пожилая супруга престарелого миллионера (которого герои, кстати, только что лишили 12 миллионов долларов) с печальным вздохом отмечает: «Мужчины разучились мечтать». Бессон, очевидно, считает, что он-то не разучился — и должен напомнить другим, как это делается. Проблема в том, что «Джун и Джон» — это мечта мужчины под 70 о взбалмошной двадцатилетке, с легкостью инициирующей секс. Тот факт, что сценарист (тот же Бессон) выдал маниакальной девушке-мечте еще и смертельное заболевание, не добавляет Джун глубины — она так и остается схемой, к которой приколотили мелодраматическое клише.