О чем фильм «Легенды наших предков»
Журналист из Екатеринбурга Антон болезненно переживает развод и разлуку с дочерью, которую бывшая жена увезла в Москву. Растерянный и погруженный в свою беду, он машет рукой на профессиональную чистоплотность и берется за заказную статью о строительстве нового карьера. Ради материала он едет в командировку и забирается в глухую тайгу, где практически случайно слышит легенду о хозяине удмуртских лесов Нюлэсмурте. С этого момента мохнатый дух начинает всюду преследовать Антона. Нюлэсмурт раскрывает журналисту трагичную изнанку жизни фольклорных божеств: они умирают, когда о них забывают.
Подобно герою «Американских богов» Нила Геймана, Антон отправляется в путешествие — собрать старые легенды Урала и спасти Нюлэсмурта и его мифическую родню. Компанию в этой авантюре ему составляет приехавшая погостить 12-летняя дочь Мира, молчаливо выражающая боль от расставания родителей в мрачных рисунках.
Зачем смотреть

Иван Соснин, ранее поставивший драму «Далекие близкие» и сериал «Юг», верен себе и вновь снимает вдохновляющее роуд-муви, следующее по пути аккуратного патриотизма. В «Легендах наших предков» он не спекулирует на популярных русских сказках, Кощеях и богатырях, а обращается к полузабытым уральским мифам — к счастью, персонажей в них хватило бы на десяток мультивселенных. При этом Соснин осовременивает их, наделяя поп-культурными отсылками: так, лесное божество Нюлэсмурт (неузнаваемый в гриме Антон Кузнецов) крадется между деревьев, как Чудовище в мультфильме «Аленький цветочек»; молчаливый хозяин гор Нер-Ойку (главный лысый великан российского кино Юрий Колокольников) возвышается над людьми, словно колоссоподобный доктор Манхэттен в «Хранителях», а владычица рек и озер Шишига (переживающая кинокарьерный взлет Наталья Павленкова) будто выплывает из фильмов Гильермо дель Торо.

Герои Александра Яценко и Александры Бабаскиной собирают своих «фантастических тварей» в Удмуртии, республике Коми и Ханты-Мансийском автономном округе. Фрагментарно присутствующие в фильме пейзажи с космическими горами, затянутыми ряской речушками и тонущими в тумане лесами заполняют картину чистым воздухом, летней зеленью и горным ветром, с которыми хочется остаться подольше.
Стараясь объять необъятное, Соснин втискивает в двухчасовой хронометраж географию из сразу трех российских регионов и целую россыпь разновеликих и не залечиваемых с полпинка болячек: утрату корней, разрушительную урбанизацию, умирание локальных языков и коммерциализацию традиций; одиноких забытых стариков, закрытых и обманывающих родителей и детей, которые слишком рано становятся взрослыми.
Почему можно не смотреть

Если в «Далеких близких» и «Пришельце» Иван Соснин удерживал фокус на детско-родительских отношениях, то в «Легендах наших предков» впадает в думы о судьбе русской деревни — но распыляется, в итоге лишь взбаламутив омут извечных вопросов. Так же легкомысленно он обходится и с вынесенными в заглавие легендами — рассказанными здесь между делом, в проброс. Им остро не хватает достойной (например, анимационной) визуализации, которая по-настоящему погрузила бы зрителя в фольклор, — орнамента на занавеске для этих целей явно недостаточно.
Расслабиться вместе с героями на сиденье маленькой зеленой машины, пересекающей города и села, не позволяет неровный ход. Резко стартовав и разогнавшись в начале, история сильно буксует в середине, ближе к финалу наглухо застревает в семейной драме, а пытаясь выбраться, так интенсивно давит на слезные каналы, что едва останавливается в миллиметре от пошлости.
Трогательный финал объясняет поверхностность фильма: «Легенды наших предков» — лишь тизер потенциальной фольклорной франшизы, которой на самом деле нам очень не хватает.