
Мелодрама Владимира Меньшова по сценарию Валентина Черных «Москва слезам не верит» даже через 45 лет после премьеры остается одним из любимейших фильмов. В год выхода лента заняла второе место по результатам проката, уступив лишь боевику «Пираты ХХ века». Не меньшего успеха картина добилась и за рубежом. Фильм удостоился премии «Оскар» и получил ряд других престижных наград.
Тем не менее часть сцен из звездной киноленты вырезали по требованию худсовета, а некоторые сюжетные линии, существовавшие в сценарии, были изменены в процессе съемок. Разберемся, что могло бы войти в «режиссерскую версию» фильма.
Электрик с навыками Шерлока Холмса

Пожалуй единственный момент в великолепной картине, который выглядит натянуто — это поиски Гоши (Алексей Баталов) электриком Николаем (Борис Сморчков) — мужем одной из лучших подруг главной героини.
По сюжету Катерина, которую играет Вера Алентова, страдает от того, что Гоша ушел от нее и никогда больше не вернется. Ее поддерживают подруги и дочка. А Николай, не вынеся женских слез, собирается и идет искать потерянную любовь Катерины. В следующей сцене он уже стучится в двери Гошиной коммуналки, отыскав в многомиллионной Москве нужного человека буквально за несколько минут.
Проявление электриком Николаем недюжинных дедуктивных способностей можно было бы списать на авторское допущение. Но на самом деле это результат сокращения картины. Дело в том, что изначально в фильме присутствовал еще один персонаж — офицер КГБ. По задумке авторов, у него был роман с подругой главной героини Людмилой (Ирина Муравьева). Осталась даже сцена, когда он забирает костюм из химчистки и обменивается с Людочкой многозначительными взглядами.
Именно этот человек, пустив в ход служебные связи, в считанные минуты узнает фамилию и адрес Гоши. Да еще и инструктирует Николая, как правильно построить разговор, чтобы добиться примирения главных героев.
Сцены для взрослых

Советский зритель не был избалован откровенными сценами в кино. Но вовсе не потому, что режиссеры не хотели снимать ничего подобного. Даже намеки на эротику безжалостно вымарывались худсоветами, стоявшими на страже морального облика граждан. Не избежала подобных изменений и «Москва слезам не верит».
В сцене, где Катерина приезжает домой к своему женатому любовнику Володе (Олег Табаков), герои явно собираются перейти «в горизонтальное положение». Но внезапный дверной звонок разрушает романтику момента и заставляет их отказаться от задуманного. В режиссерской версии эта сцена была немного длиннее. От страстного срывания одежды остался лишь кадр с платьем, лежащим на кресле.
Сокращениям также подверглись сцена соблазнения Кати в первой серии и начало второй, где Катерина принимает душ, а ее дочь Александра (Наталья Вавилова) одевается.
Хоккеист-алкоголик

Самым пострадавшим от изменений сценария персонажем фильма оказался Сергей Гурин (Александр Фатюшин) — бывший муж Людмилы. Некогда перспективный хоккеист постепенно спивается, лишившись и славы, и любимой женщины. Только ближе к концу истории он встает на путь исправления и уходит на тренерскую работу. Но в первоначальной задумке история этого персонажа заметно отличается.
Ради сокращения хронометража из фильма убрали игру со шведами в спорткомплексе «Лужники», в котором Гурин должен был стать звездой матча. Таким образом получалось, что Людмила добилась своего и оказалась замужем за звездой. Но к великому огорчению Фатюшина триумф его героя выкинули.
В качестве своеобразной компенсации переделали и финальный эпизод с Гуриным. Вместо появления в аккуратном костюме бывший хоккеист должен был заявиться на дачу к Буяновым пьяным и в сопровождении собутыльника. Такого падения советского спортсмена в Госкино допустить не могли. В конце концов речь шла о пусть вымышленном, но члене национальной сборной.
Стабильности нет
Блистательная сцена беседы Николая с ушедшим на алкогольную самоизоляцию Гошей также могла быть чуть длиннее. Пропало название авиакомпании, самолет которой захватили террористы. Речь шла об Air Franсe, но из каких-то соображений французского перевозчика решили не упоминать. Также герои, разделав леща, должны были петь «По Дону гуляет казак молодой». Но в и без того продолжительном фильме нашлись более важные сцены, ради которых пьяным пением в коммуналке пришлось пожертвовать.
Сватовство по-советски

Во второй части фильма героиня Алентовой не только мать-одиночка и директор крупного химкомбината. Она еще и депутат Моссовета. И как каждому народному избраннику ей положено время от времени общаться с народом. Но прием избирателей в депутатском кабинете показался Меньшову слишком скучным и его вырезали.
Вместо этого режиссер отправляет свою героиню в клуб знакомств, где его директор Ольга Павловна в исполнении Лии Ахеджаковой сватает Катерине завидного жениха: ответственного работника главка всего пятидесяти трех лет. Безуспешно.
Фестиваль на замену

Людочка приезжает в Москву с одной целью: найти обеспеченного жениха. И деятельная провинциальная девушка настойчиво идет к своей цели. В какой-то момент ей удается достать приглашения на прием в посольство Аргентины для себя и Кати.
Этой линии в прокатной версии фильма не осталось. Вместо посольства девушки отправляются на фестиваль французского кино, а вместо иностранных дипломатов глазеют на отечественных звезд: Юматова, Конюхову и Смоктуновского.
Хватает в фильме и более мелких отличий от сценария. Впрочем, это обыкновенная ситуация для кинематографа. Ведь создание фильма — процесс творческий. А когда в работе задействовано столько звезд, сколько в фильме «Москва слезам не верит», надеяться на бездумное следование сценарию не приходится.