Как нашли Гошу в «Москва слезам не верит» и еще 5 вырезанных сцен, которые влияют на сюжет

Фильм «Москва слезам не верит» впервые вышел на экраны в 1979 году. Но не весь. Расскажем о вырезанных сценах, которые заметно меняют восприятие легендарной картины
Автор Кино Mail
Вера Алентова из фильма «Москва слезам не верит»
Вера Алентова в роли Екатерины Тихомировой из фильма «Москва слезам не верит»

Мелодрама Владимира Меньшова по сценарию Валентина Черных «Москва слезам не верит» даже через 45 лет после премьеры остается одним из любимейших фильмов. В год выхода лента заняла второе место по результатам проката, уступив лишь боевику «Пираты ХХ века». Не меньшего успеха картина добилась и за рубежом. Фильм удостоился премии «Оскар» и получил ряд других престижных наград. 

Тем не менее часть сцен из звездной киноленты вырезали по требованию худсовета, а некоторые сюжетные линии, существовавшие в сценарии, были изменены в процессе съемок. Разберемся, что могло бы войти в «режиссерскую версию» фильма.

Электрик с навыками Шерлока Холмса

Борис Сморчков в фильме «Москва слезам не верит»
Борис Сморчков в роли Николая в фильме «Москва слезам не верит»

Пожалуй единственный момент в великолепной картине, который выглядит натянуто — это поиски Гоши (Алексей Баталов) электриком Николаем (Борис Сморчков) — мужем одной из лучших подруг главной героини.

По сюжету Катерина, которую играет Вера Алентова, страдает от того, что Гоша ушел от нее и никогда больше не вернется. Ее поддерживают подруги и дочка. А Николай, не вынеся женских слез, собирается и идет искать потерянную любовь Катерины. В следующей сцене он уже стучится в двери Гошиной коммуналки, отыскав в многомиллионной Москве нужного человека буквально за несколько минут.

Проявление электриком Николаем недюжинных дедуктивных способностей можно было бы списать на авторское допущение. Но на самом деле это результат сокращения картины. Дело в том, что изначально в фильме присутствовал еще один персонаж — офицер КГБ. По задумке авторов, у него был роман с подругой главной героини Людмилой (Ирина Муравьева). Осталась даже сцена, когда он забирает костюм из химчистки и обменивается с Людочкой многозначительными взглядами.

Именно этот человек, пустив в ход служебные связи, в считанные минуты узнает фамилию и адрес Гоши. Да еще и инструктирует Николая, как правильно построить разговор, чтобы добиться примирения главных героев.

Сцены для взрослых

Вера Алентова и Олег Табаков в фильме «Москва слезам не верит»
Вера Алентова и Олег Табаков в роли Катерины и Володи в фильме «Москва слезам не верит»

Советский зритель не был избалован откровенными сценами в кино. Но вовсе не потому, что режиссеры не хотели снимать ничего подобного. Даже намеки на эротику безжалостно вымарывались худсоветами, стоявшими на страже морального облика граждан. Не избежала подобных изменений и «Москва слезам не верит».

В сцене, где Катерина приезжает домой к своему женатому любовнику Володе (Олег Табаков), герои явно собираются перейти «в горизонтальное положение». Но внезапный дверной звонок разрушает романтику момента и заставляет их отказаться от задуманного. В режиссерской версии эта сцена была немного длиннее. От страстного срывания одежды остался лишь кадр с платьем, лежащим на кресле.

Сокращениям также подверглись сцена соблазнения Кати в первой серии и начало второй, где Катерина принимает душ, а ее дочь Александра (Наталья Вавилова) одевается.

Хоккеист-алкоголик

Александр Фатюшин в фильме «Москва слезам не верит»
Александр Фатюшин в роли Сергея Гурина в фильме «Москва слезам не верит»

Самым пострадавшим от изменений сценария персонажем фильма оказался Сергей Гурин (Александр Фатюшин) — бывший муж Людмилы. Некогда перспективный хоккеист постепенно спивается, лишившись и славы, и любимой женщины. Только ближе к концу истории он встает на путь исправления и уходит на тренерскую работу. Но в первоначальной задумке история этого персонажа заметно отличается.

Ради сокращения хронометража из фильма убрали игру со шведами в спорткомплексе «Лужники», в котором Гурин должен был стать звездой матча. Таким образом получалось, что Людмила добилась своего и оказалась замужем за звездой. Но к великому огорчению Фатюшина триумф его героя выкинули.

В качестве своеобразной компенсации переделали и финальный эпизод с Гуриным. Вместо появления в аккуратном костюме бывший хоккеист должен был заявиться на дачу к Буяновым пьяным и в сопровождении собутыльника. Такого падения советского спортсмена в Госкино допустить не могли. В конце концов речь шла о пусть вымышленном, но члене национальной сборной.

Стабильности нет

Блистательная сцена беседы Николая с ушедшим на алкогольную самоизоляцию Гошей также могла быть чуть длиннее. Пропало название авиакомпании, самолет которой захватили террористы. Речь шла об Air Franсe, но из каких-то соображений французского перевозчика решили не упоминать. Также герои, разделав леща, должны были петь «По Дону гуляет казак молодой». Но в и без того продолжительном фильме нашлись более важные сцены, ради которых пьяным пением в коммуналке пришлось пожертвовать.

Сватовство по-советски

Лия Ахеджакова и Вера Алентова в фильме «Москва слезам не верит»
Лия Ахеджакова и Вера Алентова в роли Катерины и Ольги в фильме «Москва слезам не верит»

Во второй части фильма героиня Алентовой не только мать-одиночка и директор крупного химкомбината. Она еще и депутат Моссовета. И как каждому народному избраннику ей положено время от времени общаться с народом. Но прием избирателей в депутатском кабинете показался Меньшову слишком скучным и его вырезали.

Вместо этого режиссер отправляет свою героиню в клуб знакомств, где его директор Ольга Павловна в исполнении Лии Ахеджаковой сватает Катерине завидного жениха: ответственного работника главка всего пятидесяти трех лет. Безуспешно.

Фестиваль на замену

Ирина Муравьева и Вера Алентова в фильме «Москва слезам не верит»
Ирина Муравьева и Вера Алентова в роли Людмилы Свиридовой и Катерины Тихомировой в фильме «Москва слезам не верит»

Людочка приезжает в Москву с одной целью: найти обеспеченного жениха. И деятельная провинциальная девушка настойчиво идет к своей цели. В какой-то момент ей удается достать приглашения на прием в посольство Аргентины для себя и Кати.

Этой линии в прокатной версии фильма не осталось. Вместо посольства девушки отправляются на фестиваль французского кино, а вместо иностранных дипломатов глазеют на отечественных звезд: Юматова, Конюхову и Смоктуновского.

Хватает в фильме и более мелких отличий от сценария. Впрочем, это обыкновенная ситуация для кинематографа. Ведь создание фильма — процесс творческий. А когда в работе задействовано столько звезд, сколько в фильме «Москва слезам не верит», надеяться на бездумное следование сценарию не приходится.