О чем фильм «Под огнем»
Осенью 2006 года группа «морских котиков» участвовала во вполне реальной операции в иракском городе Рамади. Бойцы втихаря проникли в один из жилых домов, загнали обитающие там семьи в угол и окопались в ожидании отмашки от руководства. Однако довольно быстро обнаружилось, что местные заметили присутствие американских военных; стало понятно, что выбраться из дома будет гораздо сложнее, чем забраться в него.
Рэю Мендосе, радисту отряда, удалось выйти из заварухи живым и сравнительно целым. Примерно через два десятка лет он нашел себе соавтора — Алекса Гарленда, написавшего и поставившего в 2024 году «Падение империи» (Мендоса работал над этим проектом в качестве консультанта), — и снял ленту-реконструкцию, основанную на случившемся в Рамади.
Зачем смотреть

Гарленд и Мендоса крайне ловко используют любимый инструмент так называемых альтернативных музыкантов — динамику «громко-тихо». «Под огнем» начинается с шумного сравнительно мирного эпизода: перед заданием экипированные бойцы смотрят телевизионный урок аэробики, излишне возбуждаются и принимаются пританцовывать, гыгыкать и улюлюкать; зрителю на этот момент уже понятно, что не каждый солдат доберется до финала фильма.
За этой импровизированной дискотекой следует тихая сцена: «котики» пробираются по пустынным ночным улица Рамади, стрельба слышна, но где-то вдалеке. Именно умелая работа с контрастами — свойство картины, способное привлечь внимание аудитории; резкие переходы добавляют отдельным сценам веса. Первая часть фильма, в которой бойцы просто чего-то ждут, сидя в бетонной коробке, превращается в почти что триллер; вторая — с ее подробно показанной расчлененкой и воем раненых — выглядит и вовсе как хоррор.
Тут, пожалуй, стоит отметить, что оригинальное название фильма Гарленда и Мендосы лучше отражает ситуацию: заголовок «Военное дело» (Warfare) не предполагает, что персонажи фильма на протяжении всех полутора часов находятся «под огнем».
Почему можно не смотреть

Ловкие переходы от громкого к тихому и обратно до сих пор способны привлекать и удерживать внимание аудитории, но сегодня, скажем честно, выглядят приемом несколько затасканным. Других же художественных решений Гарленд и Мендоса зрителям не предлагают.
«Под огнем» — показательно антихудожественное кино. Здесь нет истории, характеров, диалогов, взаимоотношений — есть только ситуация, локация и набор человеческих фигурок с оружием. Сравнение работы Мендосы и Гарленда с хоррором — в общем-то, не вполне заслуженный комплимент: авторы фильмов ужасов обычно рассказывают об отправленных на заклание персонажах чуть подробнее.

«Под огнем» — картина, притворяющаяся документальным кино, полная технических деталей, но представляющая сухую реконструкцию событий, посмотреть на которые со столь близкого расстояния захочет довольно ограниченная аудитория.
Однако в финале становится понятно, что и от настоящего дока эту ленту отделяет непреодолимая пропасть. Гарленд и Мендоса демонстрируют зрителям (под без малого выдающуюся, но не очень уместную с учетом контекста песню Dancing and Blood группы Low) фотографии реальных участников операции и записи со съемочной площадки, где «котики» инструктировали актеров. Эти кадры дают понять, что «Под огнем», в отличие от всамделишного военного дока, было весело и увлекательно снимать.