Стоит ли смотреть «Под огнем» — новый военный триллер от автора «Падения империи»

Рассказываем, каким получился экшен-триллер «Под огнем» Алекса Гарленда, вновь погружающий зрителей в гущу войны

О чем фильм «Под огнем»

Осенью 2006 года группа «морских котиков» участвовала во вполне реальной операции в иракском городе Рамади. Бойцы втихаря проникли в один из жилых домов, загнали обитающие там семьи в угол и окопались в ожидании отмашки от руководства. Однако довольно быстро обнаружилось, что местные заметили присутствие американских военных; стало понятно, что выбраться из дома будет гораздо сложнее, чем забраться в него.

Рэю Мендосе, радисту отряда, удалось выйти из заварухи живым и сравнительно целым. Примерно через два десятка лет он нашел себе соавтора — Алекса Гарленда, написавшего и поставившего в 2024 году «Падение империи» (Мендоса работал над этим проектом в качестве консультанта), — и снял ленту-реконструкцию, основанную на случившемся в Рамади.

Зачем смотреть

Кадр из фильма «Под огнем»
Кадр из фильма «Под огнем»

Гарленд и Мендоса крайне ловко используют любимый инструмент так называемых альтернативных музыкантов — динамику «громко-тихо». «Под огнем» начинается с шумного сравнительно мирного эпизода: перед заданием экипированные бойцы смотрят телевизионный урок аэробики, излишне возбуждаются и принимаются пританцовывать, гыгыкать и улюлюкать; зрителю на этот момент уже понятно, что не каждый солдат доберется до финала фильма.

За этой импровизированной дискотекой следует тихая сцена: «котики» пробираются по пустынным ночным улица Рамади, стрельба слышна, но где-то вдалеке. Именно умелая работа с контрастами — свойство картины, способное привлечь внимание аудитории; резкие переходы добавляют отдельным сценам веса. Первая часть фильма, в которой бойцы просто чего-то ждут, сидя в бетонной коробке, превращается в почти что триллер; вторая — с ее подробно показанной расчлененкой и воем раненых — выглядит и вовсе как хоррор.

Тут, пожалуй, стоит отметить, что оригинальное название фильма Гарленда и Мендосы лучше отражает ситуацию: заголовок «Военное дело» (Warfare) не предполагает, что персонажи фильма на протяжении всех полутора часов находятся «под огнем».

Почему можно не смотреть

Кадр из фильма «Под огнем»
Кадр из фильма «Под огнем»

Ловкие переходы от громкого к тихому и обратно до сих пор способны привлекать и удерживать внимание аудитории, но сегодня, скажем честно, выглядят приемом несколько затасканным. Других же художественных решений Гарленд и Мендоса зрителям не предлагают.

«Под огнем» — показательно антихудожественное кино. Здесь нет истории, характеров, диалогов, взаимоотношений — есть только ситуация, локация и набор человеческих фигурок с оружием. Сравнение работы Мендосы и Гарленда с хоррором — в общем-то, не вполне заслуженный комплимент: авторы фильмов ужасов обычно рассказывают об отправленных на заклание персонажах чуть подробнее.

Кадр из фильма «Под огнем»
Кадр из фильма «Под огнем»

«Под огнем» — картина, притворяющаяся документальным кино, полная технических деталей, но представляющая сухую реконструкцию событий, посмотреть на которые со столь близкого расстояния захочет довольно ограниченная аудитория.

Однако в финале становится понятно, что и от настоящего дока эту ленту отделяет непреодолимая пропасть. Гарленд и Мендоса демонстрируют зрителям (под без малого выдающуюся, но не очень уместную с учетом контекста песню Dancing and Blood группы Low) фотографии реальных участников операции и записи со съемочной площадки, где «котики» инструктировали актеров. Эти кадры дают понять, что «Под огнем», в отличие от всамделишного военного дока, было весело и увлекательно снимать.