
Два выдающихся режиссера Сергей Федорович Бондарчук и его сын Федор Сергеевич Бондарчук создали яркие картины о Великой Отечественной войне. Их фильмы родились в разные эпохи и отличаются масштабностью, художественной выразительностью и глубоким осмыслением исторических событий. А больше всего отца и сына ценят за особое внимание к человеческим судьбам, искореженным жестокой судьбой.
Сергей Бондарчук: мастер эпоса

Конечно, самой знаменитой киноработой Бондарчука-старшего стала экранизация «Войны и мира» Льва Толстого. Но мы сегодня вспоминаем Великую Отечественную, а здесь у режиссера сразу два проникновенных фильма.
Народный артист СССР, лауреат множества премий, включая «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, Сергей Бондарчук был выпускником ВГИКа и начал карьеру как актер, а позже стал режиссером, сценаристом и педагогом. Его фильмы известны своим эпическим размахом и вниманием к деталям и признаны эталоном военного кино.
Сложная тема в творчестве Бондарчука возникла неслучайно. Сергей Федорович и сам участвовал в сражениях Великой Отечественной и пронес личный опыт фронтовика через всю свою жизнь. Неудивительно, что его режиссерским дебютом в 1959 году стала «Судьба человека», которая сразу принесла своему создателю мировую славу.
«Судьба человека»: когда мужчины плачут

Драматический фильм, снятый по одноименному рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека», рассказывает о судьбе Андрея Соколова — его исполнил сам Бондарчук. Соколов попал в немецкий плен в самом начале Великой Отечественной войны. Несмотря на ужасные испытания в концлагере, Андрей сохраняет свой человеческий облик и мужество. После побега он возвращается домой, но жизнь и здесь не балует его хорошими новостями: мужчина узнает о гибели семьи и находит утешение в заботе о мальчике-сироте Ванечке.
Сергею Бондарчуку так понравилось произведение Шолохова, что он сразу решил экранизировать его. И чтобы максимально точно раскрыть свое видение персонажа, стал и режиссером тоже. Сценарий писали Юрий Лукин и Федор Шахмагонов при активном участии Михаила Александровича, который не только вносил правки, но и присутствовал на съемках, выступая в качестве консультанта.
В главных ролях снялись Сергей Бондарчук, Павел Борискин, Зинаида Кириенко и Юрий Аверин. Прежде чем на ключевую роль Ванечки утвердили маленького Пашу Полунина, создателям картины пришлось отсмотреть более тысячи дошкольников.
Съемки проходили в различных местах — в Воронеже, Тамбове и Ростовской области. Эпизоды в концлагере были воссозданы в каменоломнях, а ключевую сцену драматичного противостояния Соколова и Мюллера сделали на «Мосфильме».
Фильм вышел на экраны накануне Дня Победы 1959 года и сразу стал сенсацией: премьеру посетили порядка 40 миллионов человек. «Судьба человека» получила Ленинскую премию, Большой золотой приз Московского международного кинофестиваля, а также ряд других наград и дипломов на международных смотрах.
Картина стала классикой советского кино, которая и сегодня поражает своей простотой и силой. Бондарчук мастерски использовал мощные кинематографические приемы, чтобы передать трагизм и стойкость героя. Хватает за душу и музыка Вениамина Баснера.
«Они сражались за Родину»: в кадре фронтовики

Шолохов вдохновил Бондарчука и на этот фильм. Сюжет описывает события июля 1942 года. Советские войска, измотанные длительными боями и отступлением, направляют к Сталинграду. Группа стрелков мужественно держит оборону на окраине города, изо всех сил не пуская врага к Волге.
Режиссер эпического полотна «Они сражались за Родину» собрал звездный состав. Помимо самого Бондарчука в одной из главных ролей, в драме сыграли Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Василий Шукшин и Юрий Никулин, тоже фронтовик. Сцены боев сняты с невероятной реалистичностью, а диалоги наполнены философскими размышлениями о жизни и смерти. Фильм стал последней работой Шукшина, который скончался во время съемок.
Работали над картиной летом 1974 года в Волгоградской области. Это был первый опыт применения инновационной по тем временам системы универсального формата кадра, который подходил одновременно под широкоэкранный и широкоформатный.
Фильм удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, на кинофестивале в Панаме получил награды за режиссерскую работу и лучшее исполнение мужских ролей. «Они сражались за Родину» выделяется не только масштабными батальными сценами, но и тонким изображением внутреннего мира героев, а также талантливой операторской работой.
Федор Бондарчук: дополненная реальность военного кино
Его называют представителем нового поколения режиссеров, которые используют современные технологии для создания зрелищных фильмов. Дебютная работа младшего Бондарчука «9 рота» сразу стала хитом, а фильм «Сталинград» 2013 года — первой российской лентой в формате IMAX.
«Сталинград», любовь в огне войны

Военная драма «Сталинград» — это взгляд на Сталинградскую битву спустя почти 70 лет. Нужно было обладать определенной смелостью, чтобы взяться за сюжет, на который твой отец уже снял общепризнанную классику. Экранизация имела коммерческий успех: в России и СНГ она собрала более 1,67 миллиарда рублей, а в мире — почти 68 миллионов долларов.
«Сталинград» также получил несколько наград за операторскую работу и визуальные эффекты и был представлен на различных международных кинофестивалях.
Мнения публики и критиков разделились. Кто-то счел фильм значимым событием в российском кинематографе, который показал, что отечественные режиссеры могут создавать масштабные и зрелищные работы, способные конкурировать с западными блокбастерами. Другие оценили картину как технический прорыв, отмечая качественное 3D и цветокоррекцию. Третьи посчитали, что «Сталинград» больше похож на драму о любви, чем на военную эпопею, и это принесло разочарование.
Сюжет, разумеется, посвящен событиям 1942 года. Несколько солдат, переплывших Волгу, укрываются в разрушенном доме, где встречают молодую женщину, которая не успела покинуть город. На фоне жестоких боев развивается история любви между одним из военных и героиней. Персонажи сталкиваются с трудностями и смертью, но их чувства помогают им бороться до конца.
Федор Бондарчук тщательно готовился к съемкам, изучая исторические материалы и консультируясь с экспертами. Он и планировал создать не просто фильм о войне, а историю о человеческих отношениях на фоне ужасных исторических событий. Работа над драмой шла не только в России, но и Чехии, а бюджет составил 30 миллионов долларов.
Бондарчук впервые использовал современные технологии, чтобы воссоздать Сталинград в 3D и IMAX, что позволило зрителям полностью погрузиться в атмосферу этой человеческой катастрофы. Сцены боев и разрушений получились максимально реалистичными.
Картины о войне столь близких и таких разноплановых режиссеров объединяют прошлое и настоящее. Они показывают трагедию войны через человеческие судьбы и понятные всем эмоции, делая ужас и героизм понятными тем, кто живет сегодня.