«Кому нужны скучные фильмы ужасов?» Интервью со звездой хорроров Дэвидом Х. Торнтоном

В прокате — забавный слэшер «Микки Монстр», в котором персонаж классики Disney предстает совсем не таким, каким его все знают. Кино Mail встретился с исполнителем роли мыши-убийцы Дэвидом Ховардом Торнтоном, чтобы выяснить подробности съемок и поговорить о разном подходе к созданию хорроров

«Микки Монстр» — это как бы хоррор-ремейк ранней короткометражки «Пароходик Вилли» от Disney. А вам какие ленты Диснея нравятся?

О, я давний и преданный поклонник Диснея. Вообще говоря, первой лентой, на которую меня сводили в кино, был мультфильм «Лис и пес», я тогда был еще совсем маленьким. Возможно, моя самая любимая диснеевская лента — это «Аладдин», мне вообще кажется, что в 1990-е у студии случился настоящий ренессанс, мне нравится все, что вышло в тот период.

А что-нибудь из раннего или более классического, вроде «Белоснежки»?

О, да, конечно, я на всем этом вырос. В детстве очень любил мультики про Гуфи — такие мультфильмы, в которых показывают, как себя вести не стоит, всегда вызывают у детей радость. Короткометражки про Микки и Дональда тоже смотрел. Когда-то давно Микки ведь был другим — хулиганистым. Это сейчас он весь такой милый, а на заре карьеры чего только не вытворял… В те времена его даже можно было сравнить с Багзом Банни. Вот такие старые мультфильмы мне особенно нравились.

«Микки Монстр» начинается с цитаты из Диснея — о том, что зуботычины, которые мы получаем от жизни, приносят нам пользу. Вы согласны с этой точкой зрения?

В каком-то смысле согласен. Есть вещи, подталкивающие нас к тому, чтобы сделать больше, добиться чего-то в жизни. Вот пример: моя мама умерла от рака, когда я учился в колледже. Благодаря этому событию я встал на тот путь, по которому иду сейчас, а до того планировал стать школьным учителем. Меня самого такая карьера не привлекала, я уже осознавал, что на самом деле мне хочется развлекать людей. Во время нашего последнего разговора мама сказала: «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на то, что тебе не нравится». Мама ушла, но ее слова меня мотивируют. Вот о таких зуботычинах я говорю.

Но ведь есть вероятность, что вы выбрали бы карьеру актера и без удара судьбы?

Не знаю! Это любопытный вопрос, поскольку я понятия не имею, какую дорогу выбрал бы. Могу только сказать, что один-единственный момент поменял мою жизнь. Я много понял — и, возможно, я бы не пришел к тем же выводам, если бы мама выжила тогда.

Кадр из фильма «Микки Монстр»
Кадр из фильма «Микки Монстр»

Как думаете, будут появляться еще фильмы, авторы которых попробуют превратить популярных героев детских книг и мультфильмов в монстров?

Думаю, да, мы увидим новых монстров, учитывая, что многие из них сейчас становятся общественным достоянием. Скоро, например, выходит фильм про моряка Попая, вот он у меня вызывает любопытство.

Минуточку, это тоже будет хоррор?

Да-да! Называется «Попай-убийца» или как-то так, не знаю, выйдет позже в этом году. Попай как персонаж мне всегда нравился, так что эта идея вызывает любопытство.

Так или иначе, с истечением прав на других персонажей подобных экспериментов станет больше. Это уже своего рода отдельный поджанр. Мне кажется, это довольно прикольно — взять любимого массами детского персонажа и как-нибудь изобретательно его переиначить.

Вам не кажется, что это довольно дешевый ход? Если взять милого детского персонажа и забрызгать все вокруг него кровью, реакция зрителей ведь будет довольно предсказуемой?

Вы правы, конечно. Но наверно, все зависит от подхода. Мне кажется, если стараться держаться ближе к оригиналу, кино выйдет лучше. В другом недавнем хорроре с участием Микки просто бегает какой-то человек в резиновой маске. К первоисточнику это никакого отношения не имеет, авторы просто воспользовались возможностью заработать на персонаже. С другой стороны, создатели «Микки Монстра» и «Злого», в котором я снялся пару лет назад, взяли классические истории с известными персонажами в центре и вывернули их в неожиданную сторону.

К вопросу о масках: насколько неудобной была та, которую вы носили на съемках «Микки Монстра»? 

О, это был не самый позитивный и веселый опыт. Начнем с того, что на наложение грима уходило около четырех часов. Не говоря уже об этих огромных ушах. Они ограничивали мой слух! Вы только представьте, режиссер стоит от меня метрах в десяти и что-то кричит, а я ему в ответ — «Ааа? Не слышу». Смешно, вообще говоря, персонаж с такими огромными ушами должен все отлично слышать, а тут все наоборот. Еще в костюме было жарко. Но с этим ничего не поделаешь, работа есть работа. Я уже привык играть персонажей с кучей слоев грима на лице.

Была ли у вас возможность импровизировать и добавлять монстру что-то от себя?

Да, я много импровизировал в этом фильме, к счастью, Стивен предоставил мне такую возможность, чему я был крайне рад. В основном имеет смысл говорить о звуках: в сценарии был прописан свист, но все остальное, например, хихиканье, — это уже от меня. Я по ходу дела решил добавить все эти «хахаха» как дань уважения оригинальному Микки Маусу, а Стивену сказал: «Если не нравится, смело убирай». Но ему в итоге понравилось.

Нью-Йорк в «Микки Монстре» — не просто фон, а завораживающий, но недружелюбный город, порой жестокий по отношению к своим жителям. Какие отношения сложились с ним у вас?

Я прожил в Нью-Йорке 18 лет. Только в прошлом году я переехал в Лос-Анджелес. И знаете, то, как город представлен в фильме, вообще-то соответствует действительности. Я на этом самом пароме к Стейтен-Айленду плавал много-много раз, особенно во времена работы над «Ужасающим», поскольку именно на Стейтен-Айленде мы и снимали. И всю эту разномастную публику, собирающуюся на пароме, я видел собственными глазами.

Кадр из фильма «Микки Монстр»
Кадр из фильма «Микки Монстр»

Мне кажется, от длительной жизни в Нью-Йорке вырабатывается иммунитет к странностям. Это город, в котором можно встретить все что угодно. Что бы вам в голову не пришло, я это, скорее всего, там видел. Я видел трупы в метро, встречал невероятно колоритных персонажей, сталкивался с шумными придурками, полными предубеждений, и самые приятные на свете люди мне тоже попадались.

В Нью-Йорке можно найти представителя любой нации, этот город — настоящий плавильный котел. Мне кажется, в нашем фильме как раз это отражено: на пароме собираются крайне непохожие друг на друга пассажиры, так что мы это максимально близко к реальности показали.

Кто ваш любимый монстр из хорроров? И какими качествами он должен обладать, чтобы быть действительно пугающим и запоминающимся?

Ммм, это хороший вопрос. Разумеется, мне нравятся персонажи из старой классики Universal — Дракула, монстр Франкенштейна, Человек-волк, Жаброчеловек. У меня особое отношение к «Призраку оперы», надеюсь, когда-нибудь его перезапустят, и я сам хотел бы поучаствовать в этом проекте.

Кроме того, один из моих любимых злодеев всех времен — Фредди Крюгер. Я бы даже сказал, что он лучший хоррор-злодей из всех существующих. Почти от любого другого монстра можно сбежать, сесть в тачку и укатить куда-нибудь подальше. С Фредди такое не сработает, он же приходит к жертвам во снах. А сон человеку необходим, то есть не будешь спать — умрешь, заснешь, пока Фредди на тебя охотится, — тоже умрешь. Но Фредди не просто страшный, он еще харизматичный и прикольный — как раз получается идеальный злодейский коктейль. Не только зловещесть, но и характер, и бэкграунд Крюгера делают его великим хоррор-злодеем.

Дэвид Ховард Торнтон, фото: Gage Skidmore, flickr.com
Дэвид Ховард Торнтон, фото: Gage Skidmore, flickr.com

Что для вас сложнее — пугать или смешить зрителя?

Пугать людей довольно просто, особенно если сделать упор на эффект неожиданности. Комедия не так проста — хотя бы по той причине, что юмор субъективен, всех смешат разные вещи. К тому же, в комедии очень важен ритм, если шутка прозвучит не вовремя, она просто не попадет в цель. Попасть в ритм на съемочной площадке — задача сложная, поскольку изнутри ситуации сложно понять, выстрелила ли острота. Мне кажется, люди даже не понимают, как трудно их бывает рассмешить.

Как вы относитесь к так называемому возвышенному или арт-хоррору, поджанру, получившему развитие в 2010-х?

Нормальный жанр... На мой вкус, авторы, снимающие арт-хорроры, порой слишком стараются, будто пытаются доказать аудитории свое остроумие, хотя в основе фильмов при этом лежат довольно простые идеи. Зачастую подобные ленты кажутся мне скучными, а я в кино иду, чтобы развлекаться, а не чтобы скучать. Это особенно актуально в случае с хоррорами — кому вообще нужны скучные фильмы ужасов? Были даже случаи, когда арт-хорроры меня буквально усыпляли.

Пожалуйста, назовите хоррор, который вас усыпил!

Ой, не хочу вляпаться в неприятности... Ну, было несколько таких... Ладно, одним из таких фильмов была «Ведьма». Я дал этой ленте шанс, мне казалось, что у нее есть потенциал, но мне не удалось найти в ней что-то для себя. Тут будет важным сказать, что страх тоже субъективен, как и юмор. Я знаю людей, считающих «Ведьму» выдающейся работой, но мне она показалась слишком медленной и местами претенциозной.

Как я уже говорил, мне нравится кино, которое развлекает, именно поэтому я предпочитаю слэшеры. Порой просто хочется отключить мозг и посмотреть что-то глупое и дурновкусное.