Зрителю не позавидуешь: что не так с эпопеей Кевина Костнера «Горизонты»

В российский прокат вышла первая часть масштабного кинополотна «Горизонты» — проекта мечты Кевина Костнера, рассуждающего о противоречивой истории американской нации. Рассказываем, чего ожидать от этого красивого, но довольно утомительного вестерна

О чем фильм «Горизонты: Часть 1»

Первые поселенцы обустраиваются на Диком Западе, но их убивают жестокие индейцы. Племена и друг от друга строго охраняют определенные предками границы угодий, а тут еще и появление бледнолицых, селящихся на лучших землях у рек. Но на смену одним семьям из Европы приходят другие, и их все больше. Индейцы совершают очередной набег на поселение, после горячей ночной битвы от нескольких семей остаются в живых только мать и дочь, укрывшиеся в подполе. Им приходится уйти с этих земель с отрядом американской армии под командованием лейтенанта Гефарда.

Между тем, в строящемся деревянном городке уже кипит жизнь — салуны, торговцы землей и скотом, золотоискатели, авантюристы и бандиты. Торговец лошадьми Хэйс Эллисон (Кевин Костнер) соглашается переночевать у очаровательной Мэриголд, которая осталась посидеть с маленьким сыном своих знакомых. По пути к дому девушки Хэйс вынужден пристрелить назойливого подонка. Эллисон понимает, что здесь орудует целая банда и девушке грозит опасность.

Зачем смотреть

«Горизонты: Часть 1» — трехчасовое историческое кинополотно о Диком Западе, философии фронтира и становлении американской нации. И это лишь первый фильм масштабной эпопеи, задуманной Кевином Костнером, который выступает режиссером и исполнителем главной роли, демонстрируя прекрасную для 69 лет форму.

Кадр из фильма «Горизонты: Часть 1»
Кадр из фильма «Горизонты: Часть 1»

Несмотря на наличие весьма драматичных экшен-сцен, события развиваются неторопливо и насыщены большим количеством персонажей, зачастую не пересекающихся вовсе. Так что это кино скорее не для любителей драмы и вестерна, а для тех, кому интересно порассуждать вместе с героями о путях истории, миграции народов и неминуемости перемен: сколько бы поселенцев ни погибло от рук индейцев, бандитов, болезней и катаклизмов, движение народов все равно неизбежно отстроит американскую цивилизацию.

Почему можно не смотреть

А Кевин Костнер неизбежно продолжит снимать свое неторопливое кино, не обращая внимания на критику. Снимает он на собственные деньги и в своем возрасте может плевать на убытки. В этом Костнеру можно только позавидовать — чего не скажешь о зрителе.

Большой хронометраж и медленный темп сами по себе не зло, если драматургия способна захватить наше внимание. Но здесь чехарда персонажей и событий быстро утомляют. Красивые бескрайние пейзажи все уже видели миллион раз, причем под музыку поинтереснее, нежели нечто пафосно-ненавязчивое.

И даже стандартные для вестернов сцены противостояния плохих и хороших парней слишком затянуты и занудны. Так и хочется сказать Хэйсу — пристрели уже его наконец. Но когда это таки происходит — пристрелить хочется уже и режиссера.