О чем фильм «Майор Гром: Игра»
Через год после победы над Чумным доктором Игорь Гром (Тихон Жизневский) оказывается на пике славы: ему ставят памятник, про него снимают фильм, его имя и образ используют производители игрушек и продавцы шавермы. Журналистка Юля Пчелкина (Любовь Аксенова) усердно лепит из Грома народного кумира.
Сам майор живет свою лучшую жизнь: наслаждается славой, расследует одно дело за другим, обезвреживает толпы преступников одной левой, при этом беззастенчиво задвигая на второй план тихого напарника Диму Дубина (Александр Сетейкин).
Злой IT-гений Сергей Разумовский (Сергей Горошко) надежно заперт в психбольнице под присмотром профессора Рубинштейна (Константин Хабенский), и кажется, что Петербург — самое благополучное и безопасное место на Земле. Но вдруг объявляется загадочный Призрак, ужасающе эффектно уничтожающий главные достопримечательности города.
Решив, что люди в борьбе с таким противником бесполезны, правительство в лице чиновницы Марии Архиповой (Ольга Сутулова) закупает у голландского предпринимателя Августа ван дер Хольта (Матвей Лыков) высокотехнологичные дроны, которые должны полностью заменить сотрудников полиции.
Зачем смотреть
Вдохновленная поддержкой армии фанатов, кинокомпания Bubble Studios продолжает выстраивать собственную киновселенную, ловко сотканную из всех фильмов про майора Грома, включая даже полузабытую короткометражку с Александром Горбатовым. При этом заметно, как внимательно создатели отнеслись к критике и кропотливо поработали над ошибками.
«Майор Гром: Чумной доктор» ругали за сумбурность драк, трату экранного времени на классическое громовское «Думай!», плохую актерскую игру, в конце концов, за недостаток мышечной массы у Тихона Жизневского. В «Игре» к этим пунктам придраться сложно: хореография боев по-настоящему впечатляет, думать Гром стал значительно меньше, а его физической форме позавидовал бы Брэд Питт времен «Бойцовского клуба». Каст профессионально вырос и усилился за счет Сутуловой и Хабенского, хотя вопросы все же остаются — но, скорее, к сценарию и диалогам, чем к актерам.
В то же время в «Игре» бережно сохранено и доработано все то, что так нравилось в «Чумном докторе». Костюмы и интерьеры продуманы до пуговиц и текстур, отдельные локации (тюрьма, психбольница, полицейский участок) и Петербург в целом стали еще более фэнтезийными, юмор по-прежнему разряжает драматические сцены, а в саундтреке современные российские исполнители соседствуют с очередным кавером на «Кино».
Bubble Studios верны своему стилю и продолжают создавать фильмы по принципу «у нас есть Marvel дома» — их супергеройский блокбастер начинен цитатами из американских кинокомиксов и наделен отечественным культурным кодом. Создатели, так рьяно отбивавшиеся от политизированности «Чумного доктора», в «Игре» снова заигрывают с реальностью, то иронизируя над новостными сюжетами, а то и вовсе делая главным злом дронов.
По словам режиссера Олега Трофима, взаимоотношения технологий и человека — сквозная тема картины. Но точно не главная. Жестокая «Игра», которую затевают друг с другом персонажи, — способ привлечь к себе внимание, к которому обычно прибегают дети, испытывающие нехватку тепла, принятия и любви.
Почему можно не смотреть
Детская наивность в новом «Майоре Громе» прорывается то в плоских шутках про усы Дубина, то в карикатурных персонажах, то в предсказуемых сюжетных поворотах. Можно было бы списать бесхитростность сценария на то, что создатели рассчитывают на максимально широкую семейную аудиторию, но в таком случае они явно переборщили с кровавыми сценами и немотивированной жестокостью.
Да и некоторые огрехи первой части устранить, увы, не удалось: второй личности Разумовского, которую обещали раскрыть в «Игре», отведено ничтожно мало экранного времени. Как и женским персонажам, с которыми в «Майоре Громе» по-прежнему беда. Юля Пчелкина из хоть сколько-нибудь самостоятельной единицы окончательно превращается в пассивную «девушку Бонда», а героиня Ольги Сутуловой предстает лишь связующим звеном между хорошими и плохими парнями.
Несмотря на то, что фанатский костяк «Майора Грома» составляют девушки, это насквозь маскулинное кино, эдакое мужское развлечение — аттракцион, который, по иронии, мы называем американскими горками, а заокеанские жители — русскими. В первой половине фильма действие рывками взбирается в гору, слишком часто замедляясь и нарушая общую динамику, а во второй — набирает бешеную скорость, закладывая вираж за виражом. Только вот поездка оказывается невыносимо долгой и утомительной, вызывая острое желание поскорее сойти.