О чем «Сказки Гофмана» — драмеди с трогательным, но неуклюжим дуэтом Цыганова и Вилковой

Рассказываем, какой получилась сказочная драма дебютантки Тины Баркалая о женщине, которая учится любить себя

О чем фильм «Сказки Гофмана»

Москвичка Надя работает на двух работах (в первой половине дня — библиотека, во второй — театральный гардероб), вечером возвращается к мужу-бездельнику Виталику, за которого вышла от безысходности, и упрямо считает, что сама она не заслуживает ни тепла, ни любви.

Однажды посетитель театра, режиссер Гарик, обращает внимание на Надины руки, и уже на следующий день героиня начинает сниматься в рекламных роликах. Работа хорошо оплачивается, но требует бережного обращения с кистями, и Надя понемногу приобретает новый навык — умение уделять внимание себе.

Зачем смотреть

«Сказки Гофмана» — драма с комедийным оттенком и сказочными интонациями, написанная и поставленная дебютанткой Тиной Баркалая. Картина держится прежде всего на центральном актерском дуэте — то есть на Екатерине Вилковой в роли зажатой Нади и Евгении Цыганове в роли внешне раскованного, но, как выясняется позже, тоже неуверенного в себе Гарика.

О том, что принято называть химией, в данном случае речи не идет, но это даже к лучшему: отношения между героями выглядят неуклюжими, потому что такими их задумала Баркалая. Надя, разумеется, влюбляется в нового богемного знакомого, но зрителю с самого начала понятно, что у этого романа нет будущего.

Кадр из фильма «Сказки Гофмана»
Кадр из фильма «Сказки Гофмана»

Отдельно хочется обратить внимание на Ксению Кутепову в крошечной, но эффектной роли жены человека, задолжавшего книгу (те самые сказки Гофмана) Надиной библиотеке. Кутепова появляется на экране на считанные минуты, но за это время успевает создать яркий образ женщины, уставшей от жизни в тени гениальности супруга.

Почему можно не смотреть

К сожалению, почти все остальные актерские работы в «Сказках» — от эпизодической Натальи Павленковой в роли библиотечной чиновницы до Максима Стоянова, сыгравшего более-менее постоянно присутствующего в кадре Виталика, — получились смехотворными. Актеры переигрывают, да еще и доставшиеся им персонажи — карикатуры, их речь — набор штампов.

Кроме того, создательница «Сказок» пока, видимо, не определилась с собственным творческим почерком и уж слишком очевидно опирается на находки других авторов. У Гарика дома висят постеры «Криминального чтива»; Баркалая, разумеется, вдохновлялась другим — ее картина похожа на работы Мульменко и Меликян, а также содержит откровенные цитаты из «Амели» (правда, помещенные в другой контекст).

И, наконец, далеко не все поднимаемые в фильме темы соответствуют его сказочной интонации, которая подчеркивается еще и постоянным закадровым текстом, будто бы прочитанным ироничным, но добрым рассказчиком. В частности, одна из сюжетных веток посвящена измене Виталика — муж Нади с помощью шантажа убеждает домработницу заняться с ним сексом. В реальном мире случившееся, пожалуй, назвали бы изнасилованием. В сказочном мире ни героям, ни Баркалая не хватает смелости, чтобы использовать этот термин, поэтому ситуацию просто заминают.