О чем фильм «Мастер и Маргарита»
Советская Москва 30-х годов прошлого века. Власть коммунистической партии уже утвердилась и окрепла, но вольница авангарда еще дышит. Время, в которое «сегодня нельзя то, что вчера было можно». Молодой модный драматург готовится к премьере пьесы «Пилат» по мотивам евангельских событий, в главной роли — народный артист СССР. Параллельно пьеса выходит в ведущем литературном журнале. В общем, жизнь совписа явно удалась. Но на финальном прогоне декорации внезапно начинают разбирать — премьеру отменили.
В полном недоумении автор отправляется к директору театра — тот в запое. Идет к главному редактору журнала, целому председателю МАССОЛИТа и своему покровителю Берлиозу — тот уверен, что это какое-то недоразумение. Но на собрании литературной общественности критик Латунский подвергает пьесу разгрому с классовых позиций. Его все поддерживают, Берлиоз тут же отрекается от мастера словесности.
Именно так — настоящим, непонятым и преданным мастером ощущает себя герой, одиноко бредущий через безликие толпы первомайской столицы. И случайно сталкивается с таинственной незнакомкой. Благодаря ей Мастер берется за новый сюжет — в Москву ближайшего будущего является сам Сатана и учиняет издевательскую магическую месть над всеми, кто травил и предал героя. Начинается с того, что Аннушка разлила масло и Берлиозу отрезали голову.
Зачем смотреть
Экранизировать «Мастера и Маргариту» — само по себе огромная удача для кинематографистов. Один из самых знаменитых романов русской литературы овеян уникальным ореолом мистики и легенд. В советские времена возможность прочесть его была почти сакральной, его хранили как запрещенную литературу, в самиздатовских полностью или частично вариантах. Максимальный интерес к любой экранизации гарантирован автоматически, и даже если весь сонм современных латунских разнесет картину в пух и прах, ее будут обсуждать и смотреть.
А посмотреть есть на что. «Мастер и Маргарита» режиссера Михаила Локшина — это, прежде всего, впечатляющие работы постановщиков, художника Дениса Лищенко и оператора Максима Жукова. Они создали две Москвы, существующие в параллельных, перетекающих друг в друга мирах тоталитарного конструктивизма: реалистичном 30-х годов, времен сталинской реконструкции Москвы, и ретрофутуристичном, в котором осуществились все планы, прерванные войной, — построены увенчанный Лениным Дворец Советов и кольцо гигантских башен со звездами.
С Воробьевых гор Москва выглядит как огромный дворец сатанистов, и именно сюда прибывает Воланд, который вместе со своими бесами овладевает и куражится над погрязшими в грехах персонажами. Обычный советский литературно-театральный учрежденческий паноптикум наказывается очевидно и жестоко. Но сами Мастер и Маргарита, одержимые обидами, местью, гордыней, ввергая себя в руки бесов, получают в награду друг друга — и пустоту с Москвой в виде адского города.
Авторами ленты найдено интересное решение: один Мастер (почти реальный Булгаков) переживает снятие с репертуара своих пьес, пишет и сжигает первый вариант «Мастера и Маргариты»; а второй становится действующим лицом сатирической сатанинской драмы. Это позволяет одновременно воспроизвести события книги достаточно близко к тексту и вместе с тем взглянуть на них с другого ракурса.
Поклонники романа услышат большую часть ставших крылатыми фраз. Не обойдется и без менее раскрученных, но овеянных мистикой реплик. Маргарита произносит последние слова, вписанные автором в текст незадолго до смерти: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?».
Почему можно не смотреть
В романе у Булгакова заглавные персонажи — далеко не самое интересное. Мастер так и вовсе выглядит некой условной фигурой. В фильме же он — дважды главный герой, занимающий значительное время действия, поэтому выбор Евгения Цыганова на эту роль несколько удивляет. Его Мастер уныл и скучен, разговаривает всегда с одной интонацией. Трудно понять, что нашла в нем Маргарита, сыгранная супругой Евгения, Юлией Снигирь. Возможно, полюбила на контрасте с существованием в советской золотой клетке.
Хотя они действительно два сапога пара. Женщина говорит так же ровно, почти безлико, как и Мастер. И так же одержима местью, только более деятельно, готова выбить критику окна и полететь голой на бал к Сатане. Впрочем, возможно, именно такими — пресными — эти персонажи и должны быть, несмотря на возвышенность и неприятие скотской жизни в сталинском СССР.
Однако и самые популярные булгаковские герои — Воланд со своей свитой — раскрылись лишь частично. Да, Воланд в исполнении Аугуста Диля получился очень интересный. Но остальные, несмотря на всю экспрессию, — персонажи-функции. Не вызывают эмоций, смеха, азарта — в отличие от романных.
И, конечно, экранизации не хватает юмора. Ведь это все же сатира, и роман Булгакова популярен в том числе потому, что искрометно остроумен. В картине же сработала лишь одна шутка — и та про колхозы.
Что ж, как дважды говорят Мастер и Маргарита, — проделана большая работа. Этого не отнять.