![Мартин Скорсезе Мартин Скорсезе](https://resizer.mail.ru/p/1a0fc0e4-8cb1-5d1d-982d-a2ec17edc49f/AQACHlyVK61iobIk68_hvTueu4MsNpWwNwccDyByTb8jtZ0dMpGF7AXkFIF-dvKVgO56uJumeOjCsdx5QQlXjbxBMRU.jpg)
![Мартин Скорсезе Мартин Скорсезе](https://resizer.mail.ru/p/1a0fc0e4-8cb1-5d1d-982d-a2ec17edc49f/AQACHlyVK61iobIk68_hvTueu4MsNpWwNwccDyByTb8jtZ0dMpGF7AXkFIF-dvKVgO56uJumeOjCsdx5QQlXjbxBMRU.jpg)
История культуры ХХ столетия — и массовой, и элитарной — это в большой степени история кинематографа. Эйзенштейн и Ланг, Хичкок и Бондарчук, Феллини и Бергман — одно перечисление имен только «первого ряда» займет, пожалуй, страницу с лишним убористого текста. И не последним в этом списке будет стоять имя Мартина Чарльза Скорсезе — американца, сделавшего себе имя на, пожалуй, лучшем гангстерском эпосе в обширных анналах жанра и доказавшего, что фильмы о преступном мире могут быть не просто кровавыми боевиками, но и настоящим искусством. Сегодня великому режиссеру Америки исполнилось 80, вспоминаем его жизнь и творчество.
Из Маленькой Италии
Мартин Чарльз Скорсезе родился в Нью-Йорке 17 ноября 1942 года в семье итальянских иммигрантов, в знаменитом районе Маленькая Италия на Манхэттене. Там царили суровые нравы. Перестрелки гангстеров были привычным делом, и хотя «славные парни» перед серьезными разборками по-свойски предупреждали соседей, чтобы те заблаговременно увели с улиц детей, уберечь их от кровавых сцен удавалось не всегда. В пять лет Скорсезе впервые увидел на улице человека с простреленной головой. Вечерами по улицам толпами шатались пьяные, задирая соседей и устраивая поножовщину на бутылочных «розочках». Дети, копируя старших, сколачивали собственные банды и нередко устраивали потасовки стенка на стенку.
![Мартин Скорсезе с Робертом Де Ниро и Харви Кейтелем на съемках фильма «Злые улицы» Мартин Скорсезе с Робертом Де Ниро и Харви Кейтелем на съемках фильма «Злые улицы»](https://resizer.mail.ru/p/0c121ab8-cbde-58ec-8d8c-5ec74c8821f0/AQACXj5JcyGi8tMFlJU5WGxRSh2DD-SpuuvNZSLIHv_ozt3ZLlwnp6lxnnLynzhJMYUlzwQBbIvAl39pLs2zJ2nDLXc.jpg)
Болезненному Мартину, с детства страдавшему от тяжелой формы астмы, было бы сложно выжить в этом окружении. Но семья заботилась о нем как могла. Родители и старший брат практически ежедневно водили его в кино. Как признавался позднее режиссер, первые годы своей жизни он в основном провел в кинотеатре. Именно здесь зародилась его страсть к кинематографу. Он поглощал фильмы без разбора, равно восхищаясь грандиозными историческими полотнами «Земля Фараонов» и «Эль Сид» и камерными драмами «Черный тюльпан» и «Красные башмачки». Он восхищался итальянским неореализмом и французской новой волной, а среди наиболее повлиявших на него режиссеров называл Ингмара Бергмана, Федерико Феллини и Микеланджело Антониони.
Увлечение кинематографом решило его судьбу. После нескольких лет учебы в католической школе Кардинала Хейза, где его готовили к карьере священника (семья Скорсезе была очень религиозна), он сменил теологические труды на книги по истории кино и поступил в колледж наук и искусств Нью-Йоркского университета. И хотя это был не лучший из киноинститутов Америки, для Скорсезе он стал идеальной стартовой площадкой.
![Харви Кейтель в фильме «Злые улицы» Харви Кейтель в фильме «Злые улицы»](https://resizer.mail.ru/p/0d97a844-5899-56a9-961f-57fc83af1997/AQACdBDFuJCJLzc_xCSE1mhOOI-ajmsa3FaUEYUPsq-f4WvZfWZaJWHIP2MzLP61OXfHzFOBoCD1qHgLZt-xluZPZcI.jpg)
Уже в первом своем послеуниверситетском полнометражном фильме «Кто стучится в дверь ко мне?» угадываются основные темы и стилистические особенности будущих звездных фильмов Скорсезе: Нью-Йорк, итальянцы в Америке, банды, гангстеры, мучительный разлад между католическим воспитанием и жестокими жизненными реалиями Маленькой Италии, изображенными со всем возможным натурализмом. Фильм о влюбленном гангстере, в роли которого снялся брутальный Харви Кейтель, и его страданиях из-за утраченной невинности возлюбленной получил приз Чикагского кинофестиваля, а один из известнейших американских кинокритиков Роджер Эберт назвал его «исторической вехой для американского кино». Скорсезе авансы оправдал сполна: через шесть лет, в 1973-м, он прогремел с картиной «Злые улицы», где впервые снялся его актер-талисман Роберт Де Ниро. А еще через три года на экраны вышел «Таксист».
История ветерана Вьетнама Трэвиса Бикла, решившего, подобно ветхозаветному пророку, уничтожить зло и безнравственность в окружающем его мире, принесла Скорсезе Золотую пальмовую ветвь Канн, четыре номинации на «Оскар», включая лучшую мужскую роль, и 18 других кинонаград. Так выходец из итальянского гетто официально вошел в пантеон голливудских классиков.
Классик жанра
![Лайза Миннелли и Роберт Де Ниро в фильме «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Лайза Миннелли и Роберт Де Ниро в фильме «Нью-Йорк, Нью-Йорк»](https://resizer.mail.ru/p/59d3462f-5f9c-5820-ad07-4e3fae3e6c83/AQACzwEhHxsv41sxw2G6ioCHGJnhCCxDdPSxand7cUAPV3_4Ndnw2MIlIJwb4kPu6Oq-MGFHBYkXiMu1N_VsctHS6Jo.jpg)
После безусловного успеха «Таксиста» Скорсезе взялся за свою первую крупнобюджетную картину — музыкальный фильм «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Но этот многообещающий проект чуть было не подвел черту под кинокарьерой Скорсезе. Хотя заглавная песня в исполнении Лайзы Миннелли стала хитом и даже удостоилась войти в репертуар Фрэнка Синатры, сама картина провалилась в прокате и была холодно встречена критиками, отметившими, что «студийная атмосфера фильма кажется тяжеловесной» в сравнении с более ранними реалистичными работами режиссера. К разочарованиям добавился неудачный роман Скорсезе с Миннелли, закончившийся тяжелым разрывом.
Череда профессиональных и личных неудач ввергла режиссера в депрессию, которую он пытался заглушить алкоголем и наркотиками, в результате попав в больницу с внутренним кровотечением. Врачи не скрывали, что его жизнь в опасности. Спас режиссера Роберт Де Ниро, регулярно навещавший его в больнице и уговаривавший бросить пагубные пристрастия, чтобы сделать еще одну совместную работу по книге воспоминаний боксера Джейка ЛаМотты по прозвищу Бешеный бык. Поначалу Скорсезе идея совсем не понравилась: спортивные фильмы его не привлекали. Но потом он все же согласился на предложение своего любимого актера. Результат превзошел все ожидания.
![Роберт Де Ниро и Мартин Скорсезе на съемках фильма «Бешеный бык» Роберт Де Ниро и Мартин Скорсезе на съемках фильма «Бешеный бык»](https://resizer.mail.ru/p/61fe19a2-636f-5896-8527-8cfabb10bc07/AQAC--MQ-gqYKfFtt7qTCc_QZb58rVdcGJCBZXD75VuIHAAMBbMDNKAH4r0cRGD6UulFj0JCqDzaHR0ySA1FBkw-_uo.jpg)
«Бешеный бык» получил восемь номинации на «Оскар», включая «Лучший фильм», «Лучший актер» и «Лучший режиссер». В итоге картина получила две статуэтки — наград удостоились Роберт Де Ниро и бессменный монтажер Скорсезе Тельма Шунмейкер за лучший монтаж. Позднее влиятельный британский киножурнал Sight & Sound признал фильм лучшей картиной 1980-х.
«Бешеный бык» стал, пожалуй, высшим воплощением фирменного киноязыка Мартина Скорсезе. После гламурного мюзикла «Нью-Йорк, Нью-Йорк» он вновь вернулся к своей центральной теме, где брутальные мужчины делают свою работу, какой бы она ни была, время от времени задавая неудобные вопросы жизни, себе и Богу.
Здесь зло и насилие обладают необъяснимой притягательностью, а экспрессия происходящего на экране подчеркивается классическими визуальными приемами, которые Скорсезе подсмотрел у мастеров французской новой волны и итальянского неореализма: статичные планы, замедленные съемки, рваный монтаж и закадровые комментарии, которые когда-то необычайно впечатлили режиссера в фильме Франсуа Трюффо «Жюль и Джим». При этом визуальный ряд фильмов Скорсезе никак не выглядит вторичным по сравнению с европейскими мэтрами: их приемы он творчески совмещает с фирменной голливудской стилистикой, придавая традиционной гангстерской саге новое измерение.
Разговор с Богом
Самым скандальным фильмом Скорсезе за всю его долгую кинокарьеру, безусловно, стало «Последнее искушение Христа». К съемкам фильма по одноименному роману Никоса Казандзакиса Скорсезе попытался подступиться еще в 1983-м, однако после ряда угроз со стороны религиозных радикалов киностудия Paramount Pictures отказалась от проекта. Тем не менее картина была снята четыре года спустя. Продюсер Майкл Овитц и киностудия Universal поддержали проект при условии, что следующую свою картину режиссер будет снимать с ними и это будет сугубо коммерческий фильм.
![Мартин Скорсезе на площадке фильма «Последнее искушение Христа» Мартин Скорсезе на площадке фильма «Последнее искушение Христа»](https://resizer.mail.ru/p/ab78632d-d15a-5334-8dd3-077c959c43a9/AQACfN-yMiHgaRxy2eX_2jDI6QgR6ZAsRqfTSpdF3Qk7PwS4jpuWGi5MkGqpJamEiIC1k861bAUQBN_1dD9QKe1W9Pg.jpg)
Обещание режиссер сдержал: пока в мире спорили о фильме о человеческой природе Христа, Скорсезе снимал «Мыс страха», заработавший в прокате более 180 миллионов долларов. Впоследствии режиссер выпустил еще две картины религиозного цикла: «Кундун» о жизни и трудах Далай-ламы XIV и «Молчание» — историю о путешествии двух священников-иезуитов по Японии XVII века в разгар гонений на христианство. И хотя «Кундун» практически провалился в прокате из-за отсутствия звездных актеров, да и «Молчание» ждал весьма скромный успех, режиссера это ничуть не смутило.
В своем статусе мэтра он может себе позволить делать картины о том, что волнует лично его, а тема религии для него близка и интересна, несмотря на отход от католичества в 1972 году после первого из своих четырех разводов. «Я отпавший католик. Но я католик, и у меня нет другого выхода», — признавался он в интервью одному из католических изданий. Поэтому неудивительно, что темы взаимоотношения человека с Богом, греха и искупления занимают важное место и в поздних картинах мэтра — таких, как «Банды Нью-Йорка», снятые Скорсезе в юбилейный, 35-й год его кинокарьеры.
![Леонардо ДиКаприо и Мартин Скорсезе на съемках фильма «Банды Нью-Йорка» Леонардо ДиКаприо и Мартин Скорсезе на съемках фильма «Банды Нью-Йорка»](https://resizer.mail.ru/p/4e7d9459-fa79-55a3-8858-d73c4a00dcfc/AQAC3owweYds7SMOD4VsdiOEW6owbwQ7kn79FBoR8DMi3EGRz4-FGZghJA4RsmyQQVNGEU36SpH4h_vLgFABoTvf3oY.jpg)
Именно в «Бандах Нью-Йорка» впервые появился новый «талисман» Скорсезе — Леонардо ДиКаприо, который очень скоро стал таким же знаковым актером мэтра, каким ранее был Роберт Де Ниро.
«Банды Нью-Йорка» для обоих стали ступенькой к выходу из творческого кризиса. Перед этим Скорсезе снял не слишком удачный фильм «Воскрешая мертвецов», а ДиКаприо несколько лет не появлялся на экранах после коммерчески провального «Пляжа». Фильм Скорсезе вновь вынес обоих в первые строчки голливудской табели о рангах, к тому же помог ДиКаприо избавиться от ярлыка «золотого мальчика», казалось, намертво приставшего к нему после «Титаника».
Последующими совместными работами стали «Авиатор» и «Отступники», за которых Мартин Скорсезе наконец получил долгожданный режиссерский «Оскар». Всего же у режиссера насчитывается девять номинаций на престижную кинонаграду.
Последней на сегодня номинацией мэтра на статуэтку Американской киноакадемии стал «Ирландец» — фильм 2019 года, в котором у Скорсезе вновь снялся Роберт Де Ниро. После того как киноакадемики обошли «Ирландца» призами, Скорсезе обмолвился, что эта работа в кино, возможно, будет для него последней.
Но все же живому классику еще есть что сказать зрителю: на 2023 год намечена премьера его очередной картины — криминальной драмы «Убийцы цветочной луны» по нашумевшей книге-расследованию Дэвида Гранна. Уже известно, что в фильме снимаются сразу два главных актера Скорсезе — Роберт Де Ниро и Леонардо ДиКаприо.