11 лучших фильмов с одним актером: сольная партия

Иногда для успеха фильма вполне достаточно одного актера и одной классной идеи. Лучшие сольные роли, в которых кинозвезды демонстрируют весь свой потенциал, ищите в нашей подборке

«Лок»

Иван Лок, прораб, работающий на крупном строительном объекте, после единственного телефонного звонка бросает все, садится в машину и мчится из Бирмингема в Лондон — там Бетан, женщина, с которой он семь месяцев назад провел ночь, вот-вот родит от него ребенка. По дороге Лок совершает еще 36 звонков по мобильнику: он разговаривает с детьми, супругой и коллегами. В напряженном триллере Стивена Найта, от которого совершенно невозможно оторваться, почти все события (если это слово здесь уместно) разворачиваются в салоне автомобиля, а единственный актер, появляющийся в кадре, — британец Том Харди, чья эмоционально выверенная работа была отмечена наградой Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса.

Земля, пережившая апокалипсис, — идеальный бэкграунд для фильма с одним актером. В ленте Фрэнсиса Лоуренса конец света наступил в результате действий ученых: они разработали экспериментальное лекарство, оказавшееся превращающим людей в мутантов вирусом. Герой Уилла Смита, обладающий иммунитетом, остался человеком. Днем он бродит по разрушенному Нью-Йорку в компании овчарки по кличке Саманта, ночью — прячется от выбирающихся на улицы монстров в собственной лаборатории. С формальной точки зрения Смит, конечно, не единственный актер — ведь кто-то же играл мутантов, но других людей, устоявших перед вирусом, протагонист встречает только ближе к финалу.

Дебютный полнометражный фильм сына Дэвида Боуи Дункана Джонса – лаконичная космическая фантастика. Сэм (Сэм Рокуэлл), единственный сотрудник лунной станции, принадлежащей корпорации Lunar Industries, собирается вернуться на Землю: у него вот-вот закончится трехлетний контракт. Но, незадолго до важной даты, происходит инцидент, в результате которого на базе оказываются... сразу два Сэма. Каждый из них считает себя оригиналом, а оппонента называет двойником.

В отдельных эпизодах «Луны» заняты дополнительные актеры (например, Кая Скоделарио, позже засветившаяся в «Пиратах Карибского моря»), кроме того, обслуживающего станцию робота озвучил Кевин Спейси, но в целом эта лента – драматический бенефис Рокуэлла, отлично сыгравшего сразу двух персонажей.

Работающий в Ираке американец Пол Конрой становится жертвой террористов. Злоумышленники похищают Пола, закрывают в гробу, снабдив зажигалкой и мобильником, закапывают под землю и требуют, чтобы он записал видео с просьбой о выкупе размером в пять миллионов долларов. Фильм, в котором Райан Рейнольдс исполняет одну из своих немногочисленных серьезных ролей (и при этом — удачно) и проводит полтора часа в деревянном ящике, категорически не рекомендуется к просмотру людям, страдающим клаустрофобией. 

Успех Рейнольдса спустя 6 лет повторила супруга актера — Блейк Лайвли, тоже добившаяся сольной роли в захватывающем триллере. Пытаясь справиться с эмоциональной травмой, студентка Нэнси отправляется на безлюдный мексиканский пляж, чтобы заняться серфингом. Девушка не подозревает, что в воде ее дожидается семиметровая рассерженная акула. Вскоре Нэнси, укушенная хищницей, оказывается в безвыходной ситуации на слегка возвышающейся над волнами скале: до берега вроде не так далеко, но с учетом обстоятельств это расстояние кажется непреодолимым. Единственная звезда «Отмели» — конечно, Лайвли, но стоит отметить, что ее героиня выживает на камне не в полном одиночестве: компанию ей составляет раненая чайка, которую Нэнси иронично называет Стивеном Сигалом.

Менеджер FedEx Чак Ноланд (Том Хэнкс) летит по работе из Штатов в Малайзию, попадает в шторм над Тихим океаном и оказывается единственным выжившим в авиакатастрофе. Следующие четыре года Чак проводит на необитаемом острове. Если считать, что герой культового фильма Роберта Земекиса — своего рода современный Робинзон Крузо, то волейбольный мяч, которому Чак рисует физиономию и дает имя Уилсон, — это, конечно, Пятница. Участие в «Изгое», помимо вечной славы и образцово-показательного сольного выступления, принесло Хэнксу, ранее уже дважды получавшему «Оскары», еще одну номинацию на премию Американской киноакадемии.

Покоритель каньонов Арон Ральстон отправляется в новое путешествие – как он сам предполагает, не настолько продолжительное, чтобы кому-то из близких о нем сообщать. Однако в горной расщелине руку Арона прижимает к скале камнем весом в три центнера. Выбраться (простите за спойлер) ему удается только через шесть дней – прибегнув к очень экстремальным мерам.

«127 часов» — захватывающий фильм, и дело тут не только в бодрой режиссерской манере Дэнни Бойла или натуралистичной игре Джеймса Франко. Остроты добавляет тот факт, что лента основана на реальных события: Ральстон — человек, существующий в действительности, а показанное на экране — (почти) чистая правда.

Роберт Редфорд, разменяв восьмой десяток, неожиданно предстает в роли безымянного персонажа, решившего в одиночку пересечь Индийский океан на яхте. Судно получает пробоину, попавшая в трюм вода портит навигационные инструменты и систему связи, после чего герой на протяжении примерно недели сражается с голодом, стихией и акулами. Зрителям не сообщают не только имени главного и единственного персонажа фильма – нам ничего не известно ни о его прошлом, ни о семье. Тем не менее, одного Редфорда и бескрайнего океана оказывается достаточно, чтобы удерживать внимание аудитории на протяжении полутора с лишним часов.

Артур — опытный коллектор, работающий исключительно с крупными должниками. Его метод — психологическое давление. Но однажды под давлением оказывается он сам: в сети появляется компрометирующее видео с его участием. Артур понимает, что цель разместившего видеозапись человека — месть. Фильм «Коллектор», как и вышеупомянутая драма «Лок», — кино, строящееся на телефонных разговорах и харизме исполнителя главной роли, в данном случае — Константина Хабенского. Харизмы актеру хватило на то, чтобы заработать за эту роль приз на «Кинотавре».

Триллер Альфонсо Куарона – еще одна лента, в которой на экране светятся сразу несколько звезд, пускай недолго. В самом начале фильма Райан Стоун, героиня Сандры Буллок, находится на земной орбите вместе с сыгранным Джорджем Клуни астронавтом-ветераном Мэттом Ковальски. Но случается авария, Мэтта уносит в открытый космос, после чего Райан приходится проявить упрямство, выдержку и смекалку, чтобы вернуться на Землю (а заодно разобраться с внутренними демонами).

Картина Куарона отхватила семь «Оскаров», на награду выдвигали в том числе и Буллок, эта работа – безусловно ее актерский бенефис. Но конкуренция в тот год была высокой, и приз достался Кейт Бланшетт (за роль у Вуди Аллена в «Жасмин»). Что, конечно, не умаляет достоинств ни Сандры, ни самого фильма.

Вообще-то в заработавшем четыре «Оскара» фильме Энга Ли хватает актеров: здесь, в частности, снялись индийские звезды Табу и Ирфан Кхан, а также Жерар Депардье. Впрочем, они появляются в самом начале и в финале; центральная часть картины посвящена невероятному путешествию, которое подросток Пи Патель (Сурадж Шарма) вынужден совершить через океан после кораблекрушения. Нюанс в том, что Пи плывет не в одиночестве: еще одним пассажиром спасательной шлюпки является роскошный бенгальский тигр по кличке Ричард Паркер. Удивительная в своем сочетании визуальной красоты и философского подтекста картина.