![Алексей Филимонов в образе Александра Вертинского Алексей Филимонов в образе Александра Вертинского](https://resizer.mail.ru/p/b9608913-90c7-553a-9795-98d38899d6ea/AQACxYjsfScwcDND6243nh3njKZpEIKfM9ZG9-FaLvWvrroGTOivSvmv1_tubYMrJnY_zlvJR3GFhmIEULo7utPjNyU.png)
![](https://resizer.mail.ru/p/08327d25-4842-5985-955d-91c6001307d0/dpr:106/AQACHzJWQg0UFR_kkE6jjm63uGRnVZl0qS2FyGaD7AIUL5qpzBi4_1scc-fyUV5NB-VxCYJYq2tG8SBFf0xuYNQNNp4.png)
![](https://resizer.mail.ru/p/c5a32cef-935a-5a92-a76c-14313b9a8ea7/dpr:200/AQACJdG2rEgjqgILUkgvWVezDb_5bzWg00DyKSZLPT7LZyNnDhl_Ef10JQZuL6VSVmFY8ItWcq4Kf0GAQV8bB2vrupo.png)
![](https://resizer.mail.ru/p/58589a0a-754a-5f28-944f-70141fec57a8/dpr:200/AQACS0rTX6KIMI2T-6qMcbye-i4trUJBypRR9qxlVzICFSQquoCmbqUXR9bRv4USpVkz-PR973wAS8Blh53WcXq7VXw.png)
8 лет на воплощение идеи
Идея проекта родилась еще в 2013 году у Константина Эрнста и Анастасии Вертинской. Режиссерское кресло предложили Авдотье Смирновой, которая вместе с Анной Пармас и Джоном Шемякиным также написала сценарий. С первого раза запустить производство не удалось, в итоге на это ушли годы. В процессе подготовки авторы проделали огромную работу — изучали воспоминания самого Вертинского, архивные документы, консультировались с историком эмиграции Иваном Толстым. Однако вовсе не для того, чтобы воспроизвести события с документальной точностью:
Нам важнее было передать авторское отношение к главному герою и создать образ, который будет связан с творческим наследием этого героя. То есть нужно было придумать такой характер, который не будет противоречить песням Вертинского.
Главный герой: без кастинга и фонограмм
С исполнителем заглавной роли создатели проекта определились молниеносно и без кастинга. По словам Авдотьи Смирновой, она изначально хотела, чтобы Вертинского играл Алексей Филимонов, объясняя свой выбор тем, что свойственные главному герою «и благородство, и тонкость, и изысканность» у актера «невероятные, как бы природные».
Тем не менее, перед Алексеем стояла непростая задача — сыграть Александра Вертинского на отрезке времени длиной почти в 40 лет. Актеру пришлось не только манипулировать своим весом и комплекцией (для роли он сначала поправился на 13 кг, затем сбросил 7) и привыкать к гриму, но и учиться быстро «переключаться» между возрастами. Нередкой была ситуация, когда в один и тот же день ему предстояло появиться в кадре в образе шестидесятилетнего Вертинского утром, тридцатилетнего — вечером и юного — днем.
Сложно сниматься, когда в один день необходимо сыграть три возраста, остальное — выполнимо.
Эта задача потребовала не только актерского мастерства от Филимонова, но и стала настоящим квестом для гримеров. В итоге было найдено оригинальное решение: художник по гриму Оксана Кручина предложила выбрить Алексею верхнюю часть черепа, оставив волосы по бокам и на затылке, как это делали самураи. На бритую часть наклеивались накладки из волос, сделанные для разных возрастов. Полгода съемок актеру приходилось скрывать необычную «лысину» под кепкой.
![Алексей Филимонов в образе Александра Вертинского Алексей Филимонов в образе Александра Вертинского](https://resizer.mail.ru/p/b9608913-90c7-553a-9795-98d38899d6ea/AQACxYjsfScwcDND6243nh3njKZpEIKfM9ZG9-FaLvWvrroGTOivSvmv1_tubYMrJnY_zlvJR3GFhmIEULo7utPjNyU.png)
До съемок актер не пел 12 лет, поэтому три месяца занимался с педагогом по вокалу. Долго шел поиск стиля исполнения — режиссер ни в коем случае не хотела полностью копировать манеру пения Вертинского, однако первый записанный материал отправили на рецензию Анастасии Вертинской и, лишь получив одобрение, приступили к работе.
Исакова — Дитрих, Андреева — Холодная, Михалкова — агент разведки
Сериал расскажет не только о творческом пути Вертинского, но и о больших исторических событиях, которые он застал, о людях, с которыми встречался за свою долгую и насыщенную жизнь. Среди них — легенда эпохи немого кино Вера Холодная (в исполнении Паулины Андреевой), Марлен Дитрих (воплощенная на экране совершенно неузнаваемой здесь Викторией Исаковой), артист Иван Мозжухин, художник Александр Осьмеркин (Степан Девонин) и многие другие.
![Виктория Исакова в роли Марлен Дитрих Виктория Исакова в роли Марлен Дитрих](https://resizer.mail.ru/p/2be463c8-dd1a-5401-98a0-cb6b1e9e81b7/AQACniCWbKiPmvhBx77xZ0n4_LkNOdlns3EU4fntcd9BrBb_jg9SsnN4gjqC_4Hi_qDl4jpW74pN7u_-I34m3WuMslY.png)
Любопытно, что часть персонажей вымышленные, но у всех из них есть прототипы, а некоторые сочетают в себе черты и судьбы нескольких реально существовавших людей. Как, например, героиня Анны Михалковой Бурковская — персонаж выдуманный, но имеющий прототипы, причем как мужские, так и женские. Или аккомпаниатор Поляков (Геннадий Смирнов) — собирательный образ аккомпаниаторов Вертинского в разное время эмиграции. А Рахили Полонской (Екатерина Щеглова), первой жене Вертинского, сценаристы приписали «драматическую полукриминальную историю», которую Александр Николаевич рассказывает в мемуарах про другую свою подругу.
Дело в том, что если бы мы вводили всех женщин, которых Вертинский упоминает в мемуарах, то, я боюсь, что зритель просто бы утонул в калейдоскопе этих прекрасных женских лиц.
Множество других ярких персонажей также воплотили Наталья Рогожкина, Екатерина Вилкова, Ксения Раппопорт, Полина Виторган, Алена Бабенко, Александр Устюгов, Федор Лавров, Михаил Трухин.
8000 костюмов и Париж в Петербурге
Масштаб фигуры главного героя определил масштаб съемок. Бюджет у сериала беспрецедентно большой: в этой истории — 340 объектов, 260 говорящих персонажей, 8000 человек массовки, соответственно, 8000 костюмов и 340 декораций.
История Вертинского охватывает семь стран, но снимали их в трех — России, Турции и Венгрии. Так, за Париж отвечали Будапешт и
Я очень горжусь своими коллегами. Я не знаю, что скажет зритель, волнуюсь. Но я верю в то, что они увидят, что у нас таких сериалов по художественной среде (декорации, костюмы, реквизит) еще не было. И я надеюсь, что Александр Николаевич Вертинский как-то нас там поддерживает. Думаю, что он в принципе должен не без одобрения относиться к нашей работе.