
Под слоем краски на знаменитой картине «Мона Лиза» итальянского художника Леонардо да Винчи находится еще один портрет. С таким утверждением выступил французский эксперт Паскаль Котт, гипотезу которого во вторник, 8 декабря, привела вещательная корпорация BBC.
Ученый потратил десять лет на изучение знаменитой «Джоконды» с помощью разработанной им технологии, основанной на отражении световых лучей.
Теперь мы можем проанализировать, что именно находится под слоями краски на картине, и буквально снимать слой за слоем, как луковую кожуру. Мы можем реконструировать всю хронологию создания картины.
По словам исследователя, анализ шедевра да Винчи дал неожиданные результаты — он обнаружил изображение еще одной женщины, сидящей в такой же позе, что и нынешняя Мона Лиза, но смотрящей в сторону и без знаменитой «улыбки Джоконды». «Когда я завершил реконструкцию изображения Лизы Герардини (одно из имен, под которыми известна Мона Лиза. — Прим. ред.), передо мной оказался портрет женщины, которая выглядит совсем не так, как всем известная Мона Лиза. Это другая женщина», — утверждает Котт.
Однако другие специалисты не спешат соглашаться с его выводами. Профессор истории искусств Оксфордского университета Мартин Кемп признает, что исследование французского ученого оригинально и представляет интерес для изучения этапов работы да Винчи. Однако он считает, что гипотеза о некоем отдельном портрете, скрытом под слоем краски, не имеет под собой достаточных оснований.
Я не думаю, что на картине присутствуют какие-либо скрытые элементы, представляющие собой разные портреты. Я рассматриваю это скорее как некий более или менее единый и непрерывный процесс эволюции (одного портрета). Я абсолютно убежден, что (нынешняя) Мона Лиза — это и есть Мона Лиза.