




Есть все основания, чтобы отбросить предрассудки насчет профессиональных талантов Кристен Стюарт (которые, если судить только по ее самой популярной и известной героине из киносаги «Сумерки», ограничиваются закусыванием губы и закатыванием глаз): за 15 лет своей карьеры артистка сыграла немало куда более интересных, сложных и фактурных ролей.
С первой существенной ролью Стюарт повезло больше, чем многим другим голливудским звездам. Дэвид Финчер в режиссерском кресле, мастерски нагнетающий саспенс сюжета, артисты уровня Фореста Уитакера, Джареда Лето и Джоди Фостер в партнерах. Фостер признавалась, что талант 10-летней актрисы был заметен уже тогда:
Кристен не выплескивает на тебя все эмоции сразу, и получается интересная, умная игра.
В квазитриллере Дэвида Гордона Грина у Стюарт роль небольшая, но сам фильм столь хорош (и незаслуженно забыт), что без него не обойтись. Грин превращает потенциально детективный сюжет о бегстве двух пацанов от дяди-садиста в фильм-сновидение, путешествие мальцов по стране, олицетворяющее чистилище между раем беззаботного сельского детства и адом взрослой жизни.
За пару лет до «Железного человека» Джон Фавро со свойственным ему обаянием снял сиквел фэнтези-хита 1990-х «Джуманджи». Уже без Робина Уильямса, но зато со Стюарт и будущей звездой «Голодных игр» Джошем Хатчерсоном в ролях пары подростков, из-за одной настольной игры отправляющих собственный дом в открытый космос.
«Ранэвэйс»

Вышедшая аккурат в разгар сумеречной эпидемии хроника стремительного взлета и столь же быстрого распада культовой женской панк-группы The Runaways провалилась в прокате и многими была расценена как попытка Стюарт доказать, что она способна существовать и за пределами подросткового киночтива. Кто бы что ни думал, попытка эта была успешной — «Ранэвэйс» получился хлестким, как минимум нескучным фильмом, а сыгранная Стюарт рок-легенда Джоан Джетт признавалась, что актриса добилась с ней «подлинного, даже пугающего сходства».
Возможно, лучший пока фильм в карьере актрисы — бронебойно душевная, проникнутая ностальгией по 1980-м мелодрама автора «SuperПерцев» Грега Моттолы. Стюарт в этом романе воспитания одного застенчивого тинейджера, устроившегося на лето разнорабочим в парк развлечений, играет в сущности воплощенный соблазн взросления: курит траву, предпочитает иллюзиям любви реалии секса и всем своим видом буквально источает свободу делать все, что вздумается.
Кем мы Стюарт точно никогда не представляли, так это военнослужащей. Как показывает «Лагерь X-Ray», сандэнсовского формата независимая драма о новенькой солдатке, прибывающей служить в Гуантанамо, — зря. Стюарт раскрывает характер своей героини, заброшенной судьбой прямиком в сердце тьмы, еле заметными, лишенными пафоса и броскости деталями. Здесь чуть дернулся уголок губ, там в обычно стальном взгляде промелькнет страх — и за обезличенным солдатским статусом вдруг начинает проступать живой, растерянный человек.
Сдержанность, вдумчивость игры, отказ от дешевых и очевидных приемов — эти часто проявляемые Стюарт качества оказываются особенно уместны во «Все еще Элис», фильме, который принес «Оскара» Джулианне Мур. Стюарт играет здесь дочь чахнущей от болезни Альцгеймера лауреатки — и остается реалистичной, болезненно правдивой, даже когда сама картина ударяется в чрезмерные сантименты.

Пока что самую провокационную свою роль звезда сыграла в экранизации программного для поколения битников романа Джека Керуака «На дороге». В качестве «продувной цыпочки Мэрилу» Стюарт не боится ни раздеваться, ни подставляться под критику, ни представать в не самом пристойном виде — неудивительно, что режиссер Вальтер Саллеш превратил Мэрилу из проходного в оригинале персонажа в ключевую фигуру, почти не покидающую кадр. Что сам фильм до стандарта керуаковской нетленки не дотянул — никак не вина актрисы.
Машина правды, настоящая актерская сила, с которой мне, как режиссеру, было просто волшебным образом легко управляться.
Этот комплимент в адрес Стюарт отвесил человек, кое-что об актерской игре знающий не понаслышке, — Шон Пенн, в режиссерском проекте которого «В диких условиях» актриса сыграла за год до обретения всемирной славы.
Спустя два года после завершения сумеречной саги Стюарт можно уже почти официально считать избавившейся от клейма вечной Беллы Свон — например, масскультурное прошлое артистки никак не помешало французским киноакадемикам наградить ее «Сезаром» за роль в «Зильс-Марии». Рассказывающая о психологических (а то и психиатрических) парадоксах актерской жизни притча Оливье Ассаяса и сама целиком и полностью зависит от качественной актерской игры — а Стюарт уверенно держит марку даже в дуэте с куда более признанной Жюльет Бинош.