





Не так давно в столице возникла новая традиция оставлять мелочь на «Городских весах». Напомним, скульптурная композиция Александра Прохорова была установлена в Верхнем городе чуть более месяца назад.
«Часто туристы сами придумывают какие-то истории, чтобы загадывать желания, — рассказывает экскурсовод Ирина Шорец. — Так, например, произошло с новой скульптурой „Городские весы“. Возможно, экскурсовод, чтобы заинтересовать людей, сам сочинил легенду. Мол, если не хотите платить высокие налоги, поделитесь деньгами сами. На мой взгляд, мелочь, которой прохожие забросали „Весы“, портит внешний вид скульптуры».
Чаще всего, следуя традиции, нужно всего лишь прикоснуться к монументу рукой — и будет вам счастье, любовь, доход, да мало ли еще что. «Чтобы повеселить экскурсантов, иногда выдумываю обычаи известным скульптурам. Например, у фонтана „Юность“ шучу, что, если одинокие мужчины и женщины хотят найти пару, надо погладить коленку девочки или мальчика соответственно», — продолжает И. Шорец.
«Когда веду экскурсию в Троицком предместье и останавливаюсь у скульптуры возле Дома природы, рассказываю туристам о символах белорусской мифологии, связанных с праздником Купалье, про клады, которые можно отыскать в это время, если найти цветок папоротника, — говорит экскурсовод. — В скульптурной композиции присутствует листик, на котором крохотные цветы. Я говорю туристам, что это папоротник. И предлагаю всем потереть цветочки. Это поможет найти свой клад и даст возможность понимать все языки (улыбается). Когда прохожу мимо, замечаю, что цветочки уже натерли до блеска».

«Михайловский сквер нужно показывать каждому туристу, который приезжает в Минск, — уверен гид Павел Махинов. — Здесь находятся три неформальных скульптурных символа города. Мужчинам, у которых проблемы в личной жизни, рекомендуется присесть на лавочку рядом с бронзовой горожанкой. Нужно дотронуться до ее коленки, чтобы повезло в любви. Но туристам, конечно, больше нравится эротическая интерпретация этой традиции — возможность дотронуться до ее груди».
«Однажды разговорился с туристкой, которая фотографировалась возле „Девочки с зонтиком“. По ее словам, снимок с этой скульптурой поможет уберечься от ветра, который выдувает из дома счастье и деньги. Теперь рассказываю об этом всем, с кем прохожу мимо „Девочки“», — говорит Павел.
Блестит рука и у «Прикуривающего». Говорят, нужно прийти сюда, дать ему сигарету, поздороваться — и тогда наверняка день пройдет хорошо. Многие шутят, мол, оставленная бронзовому курильщику сигарета обязательно достанется живому любителю подымить, который в ней особенно нуждается.

«Обычно ангелы изображаются как бесполые существа, но этого скульптор специально сделал мальчиком. Этот ангел плачет по мужчинам, которых не смог сберечь. Рядом находится мемориал, установленный в память о воинах, погибших в Афганистане, — поясняет И. Шорец. — Традицию, связанную с этим местом, минчане придумали сами. Молодожены приходят сюда и просят, чтобы мальчику, который родится в их семье, не пришлось участвовать в войне».
Хотя раньше с этой скульптурой был связан неуместный в данном случае обычай — тереть причинное место ангела, чтобы родился сын. После реставрации скульптура вся блестит, так что сложно понять, продолжают ли так делать теперь.
Одна из свежих городских легенд связана со скульптурой у БГЭУ, которую установили год назад к 80-летию вуза. Бронзовый студент XVI века в одной руке держит книгу, а во второй — свиток. В день, когда скульптор Павел Лук монтировал работу, проходившие мимо студенты поинтересовались в шутку, помогает ли этот студент удачно сдать сессию. Автор ответил, что студенты сами должны решить, какой фрагмент скульптуры тереть на удачу. С тех пор прошел год. Съездили проверить, просят ли студенты помощи у скульптуры. Но на ней не было замечено блестящих участков, натертых тысячами рук. Может, прошло еще слишком мало времени — всего-то одна сессия.
Интересуюсь у студентов, проходящих мимо. Говорят, да, есть такая легенда, что если попросить у бронзового выпускника помощи, то он поможет сдать экзамены. Ведь он уже прошел через все круги учебы. Только заветное место «для потереть» точно назвать не смогли. Одни говорили, что это книга, другие — свиток, третьи — шапка. Может, держат в секрете?
«Пока общеуниверситетской традиции нет, — говорит начальник управления по воспитательной работе с молодежью Владимир Денисов. — Каждый студент решает сам, следовать суеверию или нет. А также как интерпретировать легенду».
Городская жанровая скульптура, соразмерная человеку, располагает прохожих к общению. Бронзовых воробушков у «Торговки семечками» (автор — Олег Куприянов) покупатели Комаровского рынка натерли до блеска без всяких на то суеверий. Хотя, быть может, они все-таки есть у продавцов Комаровки? Мы спрашивали — они отшучивались: ну что это за расточительная торговка, все семечки воробьям разбросала. Несколько минут понаблюдали за скульптурой. Трое посетителей рынка погладили крылатых попрошаек, а две подружки запечатлели себя возле нее на смартфоны.

Воробей, примостившийся на седле знаменитой лошади Владимира Жбанова и Александра Тухто у Комаровского рынка, сверкает, как золотой. Отполированы и уши лошади. Но, похоже, здесь тоже не в традиции дело. Скульптура особенно полюбилась детворе, которая рада оседлать коня. Из-за этого, правда, несколько раз приходилось приваривать птичку и стремя.
Другая композиция Владимира Жбанова, где фотограф нацелил объектив на даму с собачкой, популярное место для позирования. Здесь самый «затертый» персонаж — собачка. Мордочка и хвостик блестят от прикосновений прохожих, которые гладят песика для фото. Других объяснений особо нежного отношения к этой композиции мы не нашли.
К знаменитой скульптурной группе Заира Азгура на площади Якуба Коласа отношение у прохожих демократичное, если не сказать фривольное. Трепета перед образцом советской монументальной скульптуры не испытывают. Винтовка деда Талаша сверкает на солнце. В мемориальном музее-мастерской Заира Азгура на наш несерьезный вопрос, есть ли суеверия-традиции, связанные с известным монументом, ответили, что ничего не слышали об этом. Может быть, время придумать?