Любовь Полищук: без ролей из-за красоты

21 мая актрисе, которой режиссеры отказывали за «несоветское» лицо, исполнилось бы 65 лет
Кадр из фильма «Выигрыш одинокого коммерсанта»
Кадр из фильма «Выигрыш одинокого коммерсанта»
Кадр из фильма «Интердевочка»
Кадр из фильма «Приключения принца Флоризеля»
Кадр из фильма «Приключения принца Флоризеля»
16

Фотолента: любимые роли Любови Полищук

«После съемок в "12 стульях" произошла одна неприятная неожиданность: начальство запретило снимать Любовь Полищук в главных ролях», — вспоминает Варлен Стронгин, писатель, друг актрисы.

Гэкала и шокала

 

— Люба мечтала быть артисткой, но в артистки ее с первого раза не взяли, потому что она говорила плохо, — рассказывает Варлен Львович. — Она сама признавалась: «Я тогда гэкала, рыкала, шокала». Даже мама ей советовала: «Брось эту дурь, актриса — это не специальность!» Но Люба все-таки приехала в Москву. Сначала с коллективом «На эстраде омичи» Люба Полищук и ее первый муж Валерий Макаров выступали на сцене с моей интермедией «Нежность», рассказывали о том, что у нас в стране не хватает нежности и надо премировать того, кто хоть раз улыбнулся незнакомому человеку на улице, давать за это гривенник, а если улыбнулся два раза — 20 коп.

Но в Москве у Любы и ее мужа было мало выступлений. А она хотела блистать на сцене и в кино — ведь Люба всегда была яркой, запоминающейся. Муж ее в этом не особо поддерживал. Более того, он даже завидовал ее успехам, в итоге они развелись. С тех пор Макаров не интересовался судьбой Любы и маленького Леши. Наверное, у него была обида — ходили слухи, что еще до развода у Любы завязался роман с начальником коллектива.

Люба с сыном перебрались в Москву. В столице им тоже пришлось несладко. Они ютились в съемном жилье, спали на одном матрасе. Леша долго прожил в интернате. Люба очень переживала, что вынуждена была его туда отдать. У нее самой жизнь с детства легкой не была. Их семья как-то потеряла продуктовые карточки в туалете (деревянном, с дыркой в полу), а без карточек тогда невозможно было получить продукты. И Любе пришлось лезть в эту дырку в полу. Она все-таки нашла эти несчастные карточки и спасла семью от голодной смерти.

В Москве Полищук носилась с одного концерта на другой, только чтобы заработать на свой угол. Как-то пришла ко мне, скромно так попросила налить ей чаю. Я посмотрел на нее и понял, что она в тот день ничего не ела. Отвез ее в Дом журналистов в ресторан, накормил. Это произвело на нее неизгладимое впечатление.

Слезы матери

 

Популярной Люба стала совершенно неожиданно. Андрею Миронову для съемок в «12 стульях» нужна была статистка-танцовщица. Режиссер выдвинул условие: чтобы она была смазливой. Миронов нашел такую — Любу Полищук. Момент, когда Миронов ее роняет, сняли только на 14-й дубль. Боли в спине у нее начались после этих падений. К тому же потом она попала в автокатастрофу, ей выбило 3 позвонка, но врачи их ей удачно вправили.

После съемок в «12 стульях» произошла еще одна неприятная неожиданность. Советское начальство объявило лицо актрисы Полищук несоветским, запретило снимать ее в главных ролях.

— В Любови Полищук была выразительная актерская стать, — вспоминает режиссер Марк Захаров. — Я позвал ее в фильм «Тот самый Мюнхгаузен». Но начальство посмотрело и сказало, что эпизод с ней надо убрать. Я знаю, что в те времена были списки тех, кому запрещалось играть главные роли. В них были и Инна Чурикова, и Ролан Быков, возможно, и Любовь Полищук.

— Да, Люба чаще играла в эпизодах, но запоминалась зрителю не меньше, чем главные герои, — уверен Варлен Стронгин. — В «Моей морячке» ее разбитную отдыхающую цитировали, копировали, в «Интердевочке» некоторые реплики она сама добавила. Люба видела в своем дворе проституток и скопировала их манеру поведения. Подруги советовали ей ради карьеры переспать с известными режиссерами. Но Люба предпочитала сниматься в маленьких ролях, потому что пробиваться через постель не захотела.

В личной жизни Любе повезло только к 34 годам, когда в нее безумно влюбился художник Сергей Цигаль. Правда, после первой встречи с ним она заявила: «Он мне совсем не глянулся». Но Цигаль к Любе отнесся серьезно: привел в свой дом, познакомил с родителями. А это была очень известная семья, бабушка у Цигаля — народная артистка, очень своеобразная женщина. Бабушка полюбила Любу, в отличие от мамы Сергея Цигаля. Когда Люба приезжала в Коктебель к ним на дачу, свекровь всегда уезжала в Москву. Но Люба все равно стремилась наладить со всеми отношения.

 

Она очень гордилась сыном. Встретив меня на рынке, спросила: «Ты Алексея Макарова знаешь? Это мой сын. Он актер». До ее болезни, когда они шли рядом, казалось, что это брат и сестра. Как-то она лежала на пляже. Леша выбежал из моря и крикнул: «Мам, я еще покупаюсь?» А она ему в ответ: «Может, ты перестанешь мамкать?»

— В моем спектакле «Квартет для Лауры» одного из мужей героини Полищук играл ее сын Леша Макаров, — вспоминает режиссер Андрей Житинкин. — Когда я предложил Любе такой расклад, она чуть в обморок не упала: «Как же я с сыном буду любовь играть?» Но я ее уговорил: «Он у вас такой крупный, яркий, и это же комедия!» В спектакле у них была эротическая сцена. На одной из репетиций мне не очень понравилось, как все идет. И я из зала крикнул: «Леша, приставай к маме!» Леше было неловко. Он ведь понимал, что перед ним мама, которая ставила его в угол, ругала за проступки. Но в конце концов у них получилось вжиться в роли. Их история заканчивалась расставанием. На сцене Люба плакала невероятно искренне. Эти слезы были посвящены не вымышленному бывшему любовнику, а ее сыну Леше. Может, она вспоминала, как оставляла его в интернате, уезжая на гастроли. Зритель этого не замечал, но я знал, что это были настоящие слезы матери.

— Любовь Полищук оставила после себя не деньги, не квартиры, а свои роли, — продолжает Варлен Стронгин. — Таких артистов люди помнят. Когда после ее смерти стали выходить передачи в память о ней, все говорили: «Добрая, хорошая». Но никто не сказал, какой она была актрисой. Так вот я хочу наконец-то это сказать: Люба Полищук — гениальная актриса.