V Московская биеннале современного искусства: механизмы парадокса

Художник Стенли Браун заявил, что все обувные магазины Амстердама — и есть выставка его работ. А Дэмиен Херст выдал за арт-объект акулу в аквариуме с формальдегидом. Продолжение волнующих экспериментов — на Московской биеннале современного искусства.

Адриан Пачи. «Дом с собой»

пачи
пачи
 

Албанский художник Адриан Пачи, иммигрировавший в 90-е годы в Милан, размышляет о пагубных последствиях глобализации и неминуемой утрате корней. Его пессимистические рассуждения нашли воплощение в аудиовизуальных образах инсталляции «Явления» и скульптуре Home to Go, показанной на Frieze. К керамической ростовой фигуре Пачи привязан груз с металлической черепицей. Этот памятник безвестному мигранту стал основой одноименного фотосюжета. Крайне натуралистичная работа «Дом с собой», хранящаяся в венской Pomeranz Collection, в Москве будет показана впервые.

Где: Еврейский музей и Центр толерантности
Выставка: «Везде чужие» 

Панамерико. The Aeromоdeller

 

Бельгиец Хенри ван Хервеген — ярый поклонник бренда Pan American, прекратившего свое существование в 1991 году. Вдохновленный перевозками, которые осуществляла эта авиакомпания, он взял себе псевдоним — Панамерико. Тема творчества Хервегена была предопределена: авиация — и только. Созданные им бумажные летательные средства и целлофановые аэропланы разлетелись по музеям. Следующий пункт назначения — Манежная площадь, 1. Для показа на Московской биеннале современного искусства Катрин де Зеггер выбрала знаменитую работу 1969 года The Aeromodeller.

Где: ЦВЗ «Манеж» 
Выставка: V Московская биеннале современного искусства. Основной проект

Зона Wi-Fi и мобильные коммуникационные скамейки

Андрея Митенева и Ольги Хан

мобильные коммуникации
мобильные коммуникации
 

Авторы нашумевшего проекта «Спальный район» Марина Звягинцева и Виталий Пацюков продолжают выводить современное искусство за пределы галерей. Чтобы насладиться тотальной инсталляцией «МедиаДвор», призванной превратить городские трущобы в информационное поле, придется выделить время на прогулку по Хитровскому переулку. Отправная точка — зона Wi-Fi, окруженная произведениями искусства и объектами дизайна городской среды вроде мобильных коммуникационных скамеек Андрея Митенева и Ольги Хан. Красиво и удобно. Главное, не попасть под дождь.

Где: Хитровский переулок
Выставка: «МедиаДвор»

Владимир Марин. «Просто дерево жалко»

просто дерево
просто дерево
 

Тема сохранения природных ресурсов набирает обороты. Актуальной ее сделали выборы, которые повлекли за собой критику городских властей. Прекрасный жест — взять спиленные муниципальными службами деревья и составить из них экспозицию. На редкость острую. С помощью неотесанных бревен Владимир Марин реконструировал городскую среду. Пешеходы, автомобили, птахи — все как в реальности. Только из дерева.

Где: «Винзавод»
Выставка: Владимир Марин «Просто дерево жалко» 

Валентин Коржов. «Мавзолей»

 

Вместо тела вождя — 16 черепков, украшенных национальными орнаментами бывших республик СССР: таким видит московский Мавзолей художник Валентин Коржов, задумавший исследовать историю российской власти сквозь призму оккультных практик. Груды битых изделий из фарфора на полу Гоголь-центра — свидетельство тех неудач, которые повлекли за собой социальные утопии. А черепки — лишнее напоминание о том, что старые ритуалы давно были низвергнуты с олимпа искусства в массовую культуру.

Где: Гоголь-центр
Выставка: Валентин Коржов «Археология памяти» 

Павел Пепперштейн. Без названия

 

Художник-утопист, литератор и основатель культовой арт-группы «Инспекция "Медицинская герменевтика"» Павел Пепперштейн записывал рэп-манифест, направленный против современного искусства, и призывал городские власти не разрушать ценные исторические памятники. «Нас обманывают — дорого и не всегда красиво», — говорил он. Однако взгляды на современное искусство не помешали ему принять участие в Венецианской биеннале. Графические работы мастера, показанные в Мекке художественной жизни, четыре дня будут доступны широкой публике в Москве. Все — без названия.

Где: Московский офис Sotheby's
Выставка: «От Праги до Москвы. Избранные работы Павла Пепперштейна 1983–1995 годов»

Рем Колхас. Инсталляция на основе проекта АМО

для Государственного Эрмитажа

ома
ома
 

Лауреат Плитцкеровской премии, автор проекта Реставрационно-хранительского центра Государственного Эрмитажа и директор Венецианской архитектурной биеннале 2014 Рем Колхас призывает к «модернизации через сохранение». Его подход к проблеме реставрации чреват появлением альтернативной истории искусства. Инсталляция Колхаса на основе проекта АМО продолжает идею куратора Светланы Бойм о том, что руинофилия — не возврат к прошлому, а конфронтация с парадоксами настоящего.

Где: Stella Art Foundation в Скарятинском переулке 
Выставка: «Off Modern: руины будущего»

Куб привидений

куб привидений
куб привидений
 

Казалось бы, простая инсталляция: 3D-экран из светодиодных гирлянд и динамики, издающие звуки, которые должны заставить испытать чувство одиночество в толпе. Или «объемная скульптура в движении», как уверяют авторы проекта. Сразу суть идеи не понять: придется испытать действие 3D-проекций на себе. Есть мнение, будто «Куб привидений» олицетворяет «социум, который не подчиняется желаниям индивидуума».

Где: ЦДХ 
Выставка: «Куб привидений 2013»

Группировка «ЗИП». «Открытий больше не будет»

ЗИП
ЗИП
 

Молодые художники из Краснодара Константин Чекмарев, Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Степан и Василий Субботины свою первую выставку провели на заводе измерительных приборов. Отсюда и название группы — «ЗИП». Но известность к ним пришла не сразу, а только после запуска проекта «Утопия». Художники создали модель независимого государства для творческих людей. На выставке, которую курирует Владимир Логутов, зиповцы покажут работу «Открытий больше не будет». В контексте экспозиции, где превалируют традиционные виды искусства, она будет смотреться крайне эффектно.

Где: Музей Москвы
Выставка: «Ничего подобного»

Гося Влодарчик. Frost Drawings

 

«Скучная работа — для студийного пространства, для публичного — искусство», — считает Гося Влодарчик, создающая произведения непосредственно в выставочном пространстве. Ключевой метод ее работы — work-in-progress. Влодарчик смотрит, что происходит вокруг, и тут же это фиксирует на стеклянных поверхностях.

Где: ЦВЗ «Манеж» 
Выставка: V Московская биеннале современного искусства. Основной проект