Верушка. Автопортреты
Мультимедиа Арт Музей, 09.04.13 — 05.05.13

Прусской красавице Вере фон Лендрофф, подобно Твигги, Иман и Дориан Ли, удалось невероятное — стать музой для многих мастеров, стоявших у истоков модернизма. С ней работал и Сальвадор Дали, и Ричард Аведон, и Питер Линдберг, и сам Антониони. Фильм «Фотоувеличение» с участием фон Лендрофф был удостоен «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале. В год его выхода на экран Верушка была одной из самых востребованных моделей. В 1975 году, после ссоры с главным редактором журнала Vogue Грейс Мирабеллой, она покинула мир моды, но не отказалась от гастрольных туров. В апреле ожидается мастер-класс Верушки в Москве.
Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов
ГМИИ им. А.С. Пушкина, до 12.05.13

В ГМИИ им. А.С. Пушкина показывают рисунки Карла Брюллова из «Итальянского альбома», которые принадлежат загадочному ЗПИФ художественных ценностей «Атланта Арт», до недавнего времени незнакомого даже исследователям русской графики первой половины XIX века. Оценочная стоимость работ, переданных фондом для выставки, составляет примерно $4 млн. Притом вопрос об их подлинности в прошлом году еще был открыт. Ситуация с авторством прояснилась перед превью в Русском музее. Экспертам удалось установить, что «Итальянский альбом» действительно принадлежит кисти Брюллова, хотя и не соответствует привычному для него стилю.
VII Московская международная биеннале «Мода и стиль в фотографии»
Мультимедиа Арт Музей, до 25.05
МАММ сосредоточился на модернизме. А Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке — на экспериментах экстравагантного Влада Монро и непредсказуемого Александра Катьера. Их эклектичные работы — едва ли не вызов миру моды. Да, эталоны красоты меняются. Но и разоблачительные ракурсы, далекие от идеализации, не раз служили источником вдохновения для прославленных мастеров глянцевой индустрии — Патрика Демаршелье и Мануэля Оутумуро, который зарядит гостей «Манежа» серией фотоснимков, подготовленных для Prada, Vasari, Alberta Ferretti и Louis Vuitton.
Прерафаэлиты: викторианский авангард
ГМИИ им. А.С. Пушкина, июнь 2013

В сотрудничестве с лондонской галереей Тейт Пушкинский музей ведет подготовку к выставке прерафаэлитов. В состав экспозиции войдут работы, мало известные московской публике. Pre-RaphaeliteBrotherhood — это братство молодых, но амбициозных художников, бросивших вызов академическому искусству, полному условностей. Они были искренне убеждены, что английская живопись зашла в тупик. А единственным путем к ее возрождению видели в обращении к итальянскому искусству, отличающемуся небывалой простотой.
V Московская биеннале современного искусства
ЦВЗ «Манеж», 20.09.13 — 20.10.13

У куратора V Московской биеннале современного искусства Катрин де Зеггер особый подход к отбору произведений: перед тем как сформулировать концепцию проекта, она компилирует идеи, предложенные художниками. Поскольку заявки еще обрабатываются, тема Основного проекта не объявлена. Известно лишь, что подход де Зеггер оправдал себя в нью-йоркском MOMA и на Сиднейской биеннале 2012. Она планирует продолжить работу с художниками со всего мира, однако акцент будет делать на авторах из России и Восточной Европы.
Выставка номинантов премии Кандинского 2013
«Ударник», 13.09.13 — 17.10.13

Выставка номинантов Премии Кандинского давно зарекомендовала себя как смотр рейтинговых проектов. В прошлом году в кинотеатре «Ударник», заменившем пространство ЦДХ, показывали «Время Ч» Гриши Брускина, «Вселенский разум» Николая Полисского и «Священную аллегорию» группы «АЕС+Ф». Прием заявок на 2013-й конкурсный год продлится до 15 мая. А после того, как экспертный совет определится с шорт-листом, прояснится ситуация с составом участников новой выставки. Интересно будет сравнить его со списком художников, отобранных для выставки конкурса «Инновация».
Михаил Нестеров. В поисках своей России. К 150-летию со дня рождения
Третьяковская галерея на Крымском Валу, 24.04.13 — 18.08.13

Образы современников, созданные Михаилом Нестеровым, стали классикой портретного жанра в отечественном изобразительном искусстве, а пейзажи и сцены из монастырской жизни вошли в историю Серебряного века русской культуры. В прошлом году исполнилось 150 лет со дня рождения художника. Первым на это событие отреагировал Русский музей, устроив грандиозную выставку. На очереди — Третьяковская галерея.
Сны для тех, кто бодрствует
Московский музей современного искусства на Петровке, до 28 сентября

«Сны для тех, кто бодрствует» — новая экспозиция ММСИ, по масштабу сопоставимая с прошлогодним проектом «ИСКУССТВОестьИСКУССТВОестьИСКУССТВО». Ее тема явно расположила кураторов к психоаналитическим аллюзиям, проявляющимся в аннотациях. Инсталляции Хаима Сокола, апеллирующие к arte povera, здесь встречаются с русским лубком, а графика Ильи Кабакова — с метафоричными работами Анатолия Осмоловского.
Иван III
Московский Кремль, 19.03.13 — 14.07.13

Музеи Московского Кремля планируют запустить цикл, посвященный государям всея Руси. Откроет его выставка «Иван III», объединившая около 70 предметов старины. Помимо произведений декоративно-прикладного искусства, некогда принадлежавших царю, из кремлевских запасников будут изъяты реликвии, привезенные в Россию Софьей Палеолог, первый судебник и редкие книги.
Пит Мондриан. Путь художника
Третьяковская галерея на Крымском Валу, 20.09.13 — 13.11.13

У выставки Пита Мондриана все шансы стать эпицентром культурной жизни ближайшей осенью. А как иначе — его геометрические абстракции не раз служили источником вдохновения для Филиппа Старка, Ива Сен-Лорана и дизайнеров дома Hermès. Подобно Казимиру Малевичу, в своей художественной практике Мондриан отталкивался от аналитического кубизма. А утопические идеи стремился передавать аскетическими средствами.