Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Наверх
30 января 2013, РИА Новостифоторепортаж

90 лет со дня рождения Гайдая: как создавались шедевры

Для создателя разлетевшихся на цитаты советских комедий кинематограф был серьезной работой: режиссер всегда точно знал, что хочет увидеть на экране, кто его зритель и что такое комедия по-гайдаевски
Леонид Гайдай | Источник: РИА Новости

Фильмы по-гайдаевски — эксцентричные комедии на грани абсурда и при этом идеально вписанные в советские реалии — собирали по 60–70 млн зрителей в год. По мнению режиссера, словосочетание «комедия Гайдая» должно было говорить само за себя. «Фильм создается еще задолго до съемочной площадки — в воображении режиссера, — объяснял он. — Я, например, заранее как бы мысленно вижу фильм».

Детство Леонида Гайдая прошло в Иркутске. Его отец, еще в царские времена сосланный в Сибирь, работал на железной дороге, мать воспитывала троих детей — Александра, Августу и Леонида. В 1943-м будущий режиссер проходил службу в Монголии, а после ушел на Калининский фронт, где получил сильное ранение. «Взрывом его ранило, врачи хотели отнять ногу, резали раз пять. Леня вспоминал, что перед последней операцией хирург спросил его: "Ты кем хочешь быть?" — "Артистом". — "Без ноги?" — удивился хирург. И ногу ему сохранил... Но рана на ней мучила Леню до конца жизни», — рассказывала жена режиссера актриса Нина Гребешкова.

Вернувшись с фронта, Гайдай пошел в Иркутскую театральную студию и два года играл на сцене драмтеатра, со временем осознав, что только актерской работы ему недостаточно, тем более что при специфической внешности — высокий, худой — его репертуар был ограничен. Тогда Гайдай решил связать свою жизнь с режиссурой и отправился в Москву поступать во ВГИК.

Успех пришел к Гайдаю после его четвертой работы, картины «Пес Барбос и необычный кросс». Советская сатира удачно сошлась с американской немой комедией в духе Чарли Чаплина, Бастера Китона и Гарольда Ллойда. А ведь уже второй фильм режиссера — «Жених с того света» — мог стать последним. Картина, высмеивающая бюрократию и волокиту, была сочтена в Минкультуры антисоветской и отправлена в прокат вторым экраном. Режиссер тогда пережил сильнейший стресс и даже, говорят, зарекся снимать комедии. К счастью, этого не произошло.

За основу короткометражки «Необычный кросс», где впервые появилась троица Никулин — Вицин — Моргунов, Гайдай взял фельетон в стихах Степана Олейника, напечатанный в «Правде». Клички героев — Трус, Балбес и Самогонщик — он придумал сам. После «Кросса» последовали «Самогонщики» все с той же звездной троицей в главных ролях. Помимо троицы вскоре у Гайдая появился еще один любимый актер — Александр Демьяненко, жгучий блондин Шурик. На волне успеха «Операции "Ы"» сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской придумали продолжение невероятных приключений героя, которые легли в основу картины «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Картина, кстати, тоже могла оказаться на полке: председатель Госкино Александр Романов прямо заявил, что на экраны лента выйдет только через его труп. К счастью, «Кавказская пленница» попала на глаза Брежневу, очень ему понравилась и в итоге пошла в прокат по высшей категории.

«Гайдай был настоящий режиссер. Он умел работать с людьми. Со сценаристами, с актерами, с оператором и с художниками — со всеми... На той съемочной площадке, на даче Саахова, работали человек двадцать, и все дико смеялись. А сам Гайдай ни разу не улыбнулся. Вот характер!» — вспоминал композитор Александр Зацепин о съемках «Кавказской пленницы».

Андрей Миронов, Анатолий Папанов и Леонид Гайдай на съемках «Бриллиантовой руки» | Источник: РИА Новости

«Бриллиантовая рука» писалась специально для Юрия Никулина. Приключения наивного служащего, навеянные детективными историями про контрабандистов, в 1995-м по опросу зрителей заслужили звание лучшей отечественной комедии за сто лет.

Роль жены Семена Семеновича Горбункова сыграла жена режиссера — актриса Нина Гребешкова. Они познакомились с Гайдаем еще во ВГИКе и прожили вместе всю жизнь. На роль Геши Козодоева Гайдаю советовали брать Вицина, но тот рискнул и взял молодого Андрея Миронова. Артист справился с ролью блестяще, и критики писали позже, что «судьба протянула Миронову свою бриллиантовую руку».

Чтобы отстоять некоторые сцены и реплики, Гайдай шел на хитрости, например, вставил в конце фильма сцену ядерного взрыва и заявил, что вырежет все, что угодно, кроме него.

«Двенадцать стульев» были заветной мечтой Гайдая и его самым любимым фильмом. Первоначально за комедию хотел взяться Георгий Данелия, но «перегорел» и подарил работу Гайдаю. Еще после «Кавказской пленницы» Гайдай хотел снять картину по Булгакову и рассматривал «Бег», но начальство настаивало на комедии, и в 1973 году на экраны вышел фильм «Иван Васильевич меняет профессию», в основу которого легла изрядно осовремененная булгаковская пьеса.

Супруга вспоминала позже об отношении Гайдая к собственным фильмам: «Уйдет утром с собакой —  и прямо к киноафише: сколько фильмов идет по Москве? И надо сказать, фильмы шли постоянно. Сядет в кинозале в уголке и смотрит. Десять лет прошло, двадцать лет: "Знаешь, — говорит, — смеются в тех же местах и так же громко". Это были как бы его дети, которых он не оставлял. Важно было знать в деталях — как они живут».

Поделиться с друзьями!
Комментарии
23
Александр Варваричев
Смотрел его фильмы с самого детства и буду смотреть до глубокой старости. Режиссер - гений!
СсылкаПожаловаться
Exsiv
Гримасы Кэри это чушь противная
СсылкаПожаловаться
Ирина Андриевская
Дисциплина — это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
История моих просмотров
СкрытьПоказать