Топ-10 фильмов, получивших «Оскар»

О нем мечтают все: режиссеры, актеры, композиторы и даже костюмеры. За 80 с лишним лет существования «Оскар» превратился из национальной американской премии в самую желанную награду для кинематографистов всего мира
 

Фильм, с которого начался Голливуд. Большое и грандиозное зрелище, переплюнуть которое, кажется, фабрика грез и поныне не в состоянии. Экранизация романа Маргарет Митчелл о любви Скарлет О’ Хары и Ретта Батлера на фоне Гражданской войны и тысячи мелочей оказалась одним из первых цветных фильмов и, наверное, крупнейшей удачей продюсера Дэвида Сэлзника, вытянувшего своим потом и кровью трех режиссеров и пятерых сценаристов, которые занимались картиной, и самолично зажегшего звезду Вивьен Ли (ее партнер на экране Кларк Гейбл к тому моменту уже был селебрити хоть куда). В награду Сэлзник получил не только огромные кассовые сборы, но и восемь «Оскаров» (рекорд, который продержался несколько десятилетий), а «Унесенные ветром» — звание народного американского фильма.

Цитата:

Настоящая леди не выставляет грудь на показ, до обеда.
 

Полная противоположность грандиозным «Унесенным ветром» — камерная история про любовный треугольник и почти комедийную борьбу с фашистами на задворках мира. Камерность и на экране — весь фильм глаза не могут оторваться от пары Хамфри Богарт — Ингрид Бергман, и на карте — действие разворачивается в павильонной Касабланке, где больше пьют, играют джаз и любят, как в последний раз. Снятая аккурат в разгар Второй мировой войны, «Касабланка» задумывалась как патриотичная агитка и любовная история одновременно, а получилась одной из тех завораживающих лент, которые со временем расползаются на цитаты. Особо памятные вроде «Сыграй это, Сэм» и «Это послужит началом большой дружбы» известны даже у нас. Ввиду этого всего три «Оскара» выглядят крайне скупо — впрочем, в такого рода оплошностях академики всегда были мастера.

Цитата:

Весь мир рушится, а мы выбрали это время, чтобы влюбиться.
 

Фильм, про который было сказано и написано столько, что непонятно, что можно добавить еще. Разве что о происходящем за кадром — ведь «Крестный отец» не только великая история семьи, но еще и история возвеличивания Френсиса Форда Копполы. Человека, который поспорил с главой студии на «Мерседес», что фильм соберет больше 10 млн. Надо ли добавлять, что ему достался не только автомобиль, но и состояние, сделавшее его одним из богатейших людей Голливуда. Это именно он оставил в фильме Марлона Брандо и Аль Пачино, подарив первому «Оскар» за лучшую мужскую роль, а второму — зеленый свет для блестящей карьеры, которая продолжается и поныне. Но Копполе этого было мало, и через два года он снял продолжение, которое не только оказалось лучше оригинала, но и получило в два раза больше «Оскаров».

Цитата:

Не стоит ненавидеть врагов. Эмоции мешают думать.
пролетая
пролетая
 

Можно не любить книгу Кена Кизи, не восхищаться актером Джеком Николсоном, но не признавать «Пролетая над гнездом кукушки» шедевром — просто невозможно. Именно поэтому в далеком 1976 году американские киноакадемики расщедрились на целых пять статуэток, окончательно утвердив конец старого кино. Так начался новый Голливуд с сумасшедшими, бунтарями и прочими маргиналами — и в нем новым героем оказался не столько дьявольски талантливый Джек Николсон, сколько расчетливый Майкл Дуглас. Который, будучи продюсером картины, сделал себе имя задолго до начала актерской карьеры и показал, что бунтари бунтарями, а кассовые сборы около 100 млн, притом что фильм обошелся в три, вещь тоже немаловажная.

Цитата:

Подвинься, сынок, ты дышишь моим кислородом.
 

Пожалуй, лучший фильм Вуди Аллена, режиссера, который до сих пор умудряется снимать по картине чуть ли не каждый год. Лирическая, проникновенная история о любви, пересказывать которую совершенно бессмысленно. Бывший комик Аллен тут впервые серьезно попытался поговорить со зрителем — о себе, об отношениях, о том мире, в котором мы живем. Получилось у него, как обычно, с шутками и нелепостями, но более задушевная интонация с тех пор так никому и не удалась. Именно эта лента положила начало жанру «фильм Вуди Аллена», ловко балансирующему между высоким и низким, грустным и смешным. Очарованные академики назвали «Энни Холл» фильмом года, а сам виновник торжества на церемонию не явился — у него был джазовый концерт в одном из клубов.

Цитата:

Я не употребляю никаких галлюциногенов. Лет пять назад я затянулся на вечеринке и... и начал снимать штаны через голову.

Охотник на оленей

 

К теме Вьетнамской войны американский кинематограф подбирался долго и мучительно. Чего только стоит трехлетняя эпопея со съемками «Апокалипсиса сегодня», которая едва не окончила карьеру всесильного тогда Копполы. Но, наверное, еще обиднее было для него то, что «Охотник на оленей», всего вторая по счету работа режиссера Майкла Чимино, вышла на год раньше и стала лучшим фильмом года, попутно собрав весомый урожай «Оскаров». История четырех друзей, простых ребят из глубинки, которых дядя Сэм отправил на войну, распласталась на три часа экранного времени. И тут Чимино удалось показать не только судьбу поколения, но и эпическую историю, которая оказалась ближе к «Войне и миру», нежели к приукрашенным сагам, коими увлекался тогдашний кинематограф.

Цитата:

Человек, который говорит «нет» шампанскому, говорит «нет» жизни.
 

Еще один фильм о Вьетнамской войне, снятый на этот раз ее непосредственным участником. «Взвод» сделал Оливера Стоуна тем, кем мы его знаем сейчас, — популярным голливудским режиссером, застывшим в одном шаге от гордого и почетного звания классика. И, как и в случае с фильмом Чимино, у «Взвода» тоже нашелся великий конкурент — в том же году очень похожую ленту снял уже пребывающий в статусе небожителя Стэнли Кубрик. К сожалению для мастера, стоуновская история про паренька, который хотел романтики, а получил окопную правду, оказалась проникновеннее. Фильм открывается цитатой из Экклезиаста, а завершается настолько пронзительным адажио, что забыть лучший фильм 1986 года по версии американской Киноакадемии становится попросту невозможным.

Цитата:

Ад — это место, где отсутствует разум.
 

Бернардо Бертолуччи, который к 40 годам уже успел стать классиком, в первой половине 80-х снимал весьма сомнительное кино, не идущее ни в какое сравнение с прошлыми лентами. И именно «Последний император» стал для режиссера вторым рождением, картиной, которая определила его интересы на ближайшее десятилетие: Бертолуччи покинул старушку Европу и принялся путешествовать, а первой остановкой для него стал Китай. Пу И был императором из династии Цинь и последним в истории страны, которая выбрала коммунистические идеалы. «Последний император» — экранизации мемуаров Пу И, и его историю, которая длилась полвека, режиссер уместил в три с половиной часа экранного времени. Совместив классическое европейское повествование и азиатскую экзотичность, Бертолуччи моментально покорил Киноакадемию, вручившую фильму целых девять «Оскаров», что до сих пор является рекордом для зарубежной картины.

Цитата:

Ты должен научиться не будить всех, когда встаешь ночью по нужде. Мочиться следует на стенку ведра, а не в центр.
 

Кто не помнит фразы «Беги, Форрест, беги»? В 1994 году, когда мир кино уже погружался в бесконечное криминальное чтиво, стараниями Роберта Земекиса и Тома Хэнкса все полюбили деревенского дурачка и его невероятную историю, ни дать ни взять — современную одиссею. Между тем поначалу мало кто верил, что все это кого-либо заинтересует — слишком свежи еще были воспоминания от оскароносного «Человека дождя», да и довольно популярная книга Уинстона Грума, по которой снят фильм, показывала Форреста несколько другим человеком. Ситуацию спас Том Хэнкс, который настоял, чтобы его Гамп участвовал в исторических событиях — отсюда Кеннеди, Леннон и даже компания Apple. Результат не заставил себя ждать: помимо очевидного признания со стороны киноакадемиков, в том числе и вторая подряд статуэтка Тому Хэнксу, фильм стал самой кассовой лентой 1994 года.

Цитата:

Я бежал, потому что надо было бежать. Я не думал о том, куда это меня приведет.
 

Последняя в XX веке премия «Оскар» неожиданно обернулась триумфом тихого и скромного фильма от британского театрального режиссера Сэма Мендеса. До сих пор фильм «Красота по-американски» остается белой вороной как среди оскаровских лауреатов, так и среди лент авторского кинематографа. Для первых он слишком сложен и тонок, для вторых — чересчур прямолинеен и аллегоричен. Впрочем, пяти «Оскарам» и превосходным кассовым сборам ни то ни другое не помешало. История примерного семьянина Лестера Бернэма, который переживает кризис среднего возраста и влюбляется в одноклассницу своей дочери, оказалась понятной и универсальной настолько, насколько может быть понятен и универсален полет полиэтиленового пакета, подхваченного случайным ветром.

Цитата:

Наш брак — это всего лишь реклама, реклама того, какие мы нормальные. Хотя на самом деле мы абсолютно ненормальные. Это всего лишь прикрытие.