
В «деле Десятинной церкви», которая по настоянию историков должна стать музеем, а по мнению священнослужителей — храмом, произошел новый виток.
Министерство культуры придумало, как решить проблему одним махом, и в апреле создало музей истории Десятинной церкви, пригласив работать в него священнослужителей. Выбор пал, разумеется, на представителей УПЦ МП, которые возвели на Святокиевской горе храм и даже основали Десятинный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы.
Интрига состоит в том, что о создании и деятельности музея не было ничего известно до 26 ноября, когда в прессе появилось открытое письмо на имя Министра культуры Михаила Кулиняка от имени научных сотрудников музея. В документе, который получили «Комментарии», четко указано требование избавить учреждение от засилья церковников и православной цензуры. Сотрудники утверждают, что руководство музея без объявления конкурса было поручено иеродиакону Десятинного монастыря УПЦ МП Ярославу (Дорошенко), который лично занимался набором сотрудников. Так в штат было принято более 50 представителей братии и общины упомянутого монастыря, а также Киевской духовной академии и синодальных отделов УПЦ МП. Как отмечают авторы письма, говорить о каком-либо профильном образовании новых работников музея не приходится.
В то же время, заместителем директора по научной работе Минкульт назначил старшего научного сотрудника Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Рыльского Ларису Ганзенко, которая привлекла к сотрудничеству ряд квалифицированных музейщиков. В результате между «церковной» и «светской» частью коллектива возник конфликт интересов. Так, по мнению авторов письма, «в видении представителей церковной общины Десятинного монастыря во главе с директором музея, его задача сводится к воспроизведению „исторической традиции богослужения“ на территории церкви путем сооружения нового собора и пропаганды религиозного сознания».
Руководство музея даже пыталось ввести цензуру при подготовке экскурсий — запрещалось употребление ряда научных терминов («религия», «культ» и т.п.), рассказы о дохристианском периоде истории Киева, зато приветствовались антинаучные концепции и церковная пропаганда. Конфликт зашел настолько далеко, что замдиректора по научной работе Лариса Ганзенко была уволена — якобы за прогулы. При этом сами служители церкви неоднократно заявляли ученым, что руины Десятинной церкви принадлежат общине Десятинного монастыря и никто не помешает возвести на них храм УПЦ МП.
По словам авторов письма, на данный момент музей обслуживает узкие интересы религиозной общины и является филиалом Десятинного монастыря, финансируемым за государственный счет.
Директор Музея истории Десятинной церкви Павел Дорошенко (он же — иеродиакон Ярослав) в беседе с «Комментариями» озвученные в письме претензии отверг. По его словам, ему неизвестны случаи отсутствия взаимопонимания в коллективе, как и случаи цензуры. Кроме того, опроверг он и разработку проектов, которые могли бы снизить охранный статус Старокиевской горы и позволить там какое-либо строительство.
«Никаких ландшафтных институтов не предусматривается и не рассматривается, поскольку у нас в Уставе значатся музеефикация и консервация остатков Десятинной церкви. Мы являемся государственным предприятием и других полномочий нам дано не было», — подчеркнул Дорошенко. Что касается Ларисы Ганзенко, то она, по словам директора музея, была уволена по собственному желанию, о чем имеются соответствующие приказы и записи.
Однако настораживает не только факт назначения священнослужителя директором, но и сама история создания Музея истории Десятинной церкви. Создан он был 9 апреля 2012 года приказом Министерства культуры. Причем на сайте ведомства какую-либо информацию о новом учреждении найти невозможно. Есть лишь занимательный факт: музей входит в 15 учреждений страны, которые напрямую подчиняются Минкульту. При этом собственного здания у него нет, а зарегистрирован он по тому же адресу, что и Национальный музей истории Украины — ул. Владимирская, 2. Интересно и то, что объявления о наборе сотрудников почему-то появлялись на православных сайтах. Как объяснил «Комментариям» директор учреждения, причина в скудном финансировании проекта, из-за чего музей вынужден использовать в качестве доски объявлений любые бесплатные площадки.