
На «прием» к доктору Достоевскому мы отправились накануне дня рождения классика (11 ноября 1821 года). В свои почтенные 72 года Аркадий Петрович заведует поликлиникой горбольницы №4. Каждый день принимает больных, а бывает, что и ночью, и в выходные работает.
В кабинете на полках среди медицинских справочников замечаем роман «Игрок».
— Любите произведения предка-классика?
— Как выпадает свободная минутка, перечитываю. Роман «Идиот» произвел на меня очень тяжелое впечатление, а вот «Братья Карамазовы» — моя любимая книга. Недавно посмотрел фильм о самом Достоевском. Он, конечно, талант. Но эпизод, когда Федор Михайлович отобрал у жены последние деньги и пошел играть в казино, тягостный осадок в душе оставил.
— Как узнали о родстве с писателем?
— Четыре года назад мой старший брат Павел и я получили приглашение на юбилей Музея-квартиры Достоевского в Москве. Как они нас нашли — не знаю. А уже там выяснили, что мы — родственники по линии младшего брата Федора Михайловича, Леонида. Он сумел сохранить родительское наследство и часто помогал писателю деньгами. В советское время темы такого родства обсуждать боялись, да и мои родители особенно не распространялись, откуда у нас такая фамилия. Тем более что дед с бабкой были «имущие», как тогда говорили.
— А как ваша семья оказалась на Донбассе?
— У Леонида Михайловича был сын Григорий — мой прадед. Вот он получил от отца землю в Одесской области, которую потом оставил своему сыну Сергею — моему деду. Всю жизнь он прожил в селе Дальнее Кушнерово, откуда и я родом. Мои братья Владимир и Виктор стали моряками, служили на Черноморском флоте. Павел 16 лет возглавлял Департамент ветеринарной медицины Украины. Сестра Люба работала в легкой промышленности. А я стал врачом.
На Донбасс попал по распределению после медучилища, потом окончил Донецкий мединститут, там же познакомился со своей будущей женой Валентиной Ивановной. В Макеевку переехали всей семьей с двумя дочерьми.
— Курьезы, связанные с фамилией, случались?
— В институте на экзамене по патанатомии оказалось, что моя преподаватель зачитывалась Достоевским. Мы с ней минут сорок проговорили о писателе и только десять минут — по предмету. Можно сказать, фамилия мне помогла тогда сдать экзамен (смеется). А вообще раньше меня редко спрашивали о родстве с писателем — ни в школе, ни в армии. Когда же мои дочери учились, Достоевский уже был в моде. Учителя им прохода не давали. Дочери после замужества сменили фамилию. Но династия продолжается, из молодого поколения — мои племянники. Они будущие моряки. Дети и внуки, кстати, очень интересуются своим происхождением и творчеством Достоевского.
— У кого-нибудь писательский талант проявился?
— Младшая дочка Елена — невропатолог, как и мама. Старшая Анна — ведущий архитектор в строительной компании. Тяги к писательскому труду пока ни у кого не обнаружилось...
— С другими Достоевскими общаетесь?
— Украинские Достоевские связь держат — встречаемся за одним столом на поминальную неделю после Пасхи в родном селе и на дне рождения брата Павла в Киеве. А вот с российской родней пока не сложилось. Но в следующем году мы с Павлом собираемся в Москву на юбилей музея. Хотим познакомиться с другими Достоевскими.