О находке картины, на которой изображена Мадонна с младенцем, объявила некая Фиона Макларен: по её словам, полотно около 50 лет принадлежало её семье – в начале 1960-х её отец, врач по профессии, получил его в подарок от своего пациента. Настоящей ценности подарка ни госпожа Макларен, ни её родители не знали – какое-то время картина висела в спальне их лондонского дома, а затем, после смерти отца, семья переехала, и работа да Винчи оказалась на стене шотландской фермы.
О том, что в её руках находится очень ценная реликвия, госпожа Макларен узнала случайно: она решила избавиться от ненужной картины, чтобы поправить своё финансовое положение, и отнесла его в шотландское отделение аукциона Sotheby's, директор которого Гарри Робертсон сходу определил руку да Винчи. Другие эксперты были более осторожны в оценках – кое-кто даже посчитал, что великий итальянец лишь подготовил эскиз, а над окончательным вариантом работал кто-то из его учеников. Впрочем, на возможной стоимости находки такие уточнения пока не сказываются – картина оценена в 100 млн фунтов стерлингов (около $160 млн). Картина, по уверениям Макларен, была создана по заказу французского короля Франциска I (правил с 1515 года). В общем, сейчас полотно отдано на научную экспертизу – его подлинность будут определять специалисты Hamilton Kerr Institute, который входит в Кембриджский университет. Результаты ожидаются не ранее 2013 года. Владелица картины собирается продать его в какой-нибудь музей, а часть выручки пожертвовать на благотворительность.
Ну а пока знатоки живописи изучают поступившую к ним сенсацию, 59-летняя Фиона Макларен решила изложить историю картины и своего общения с экспертами в книге под названием Da Vinci's Last Commission: The Most Sensational Detective Story In The History Of Art («Последний заказ да Винчи: Самый сенсационный детектив в истории искусств»). Книга должна выйти на следующей неделе – её издание приурочено к открытию Эдинбургской книжной ярмарки – и, очевидно, поможет автору продержаться на плаву до определения подлинности и последующей продажи картины с аукциона.
Впрочем, растянуть несколько фактов и отзывов до полноценной книги ей не удалось – да и никому бы такое не было под силу. А потому в книге приведены еще кое-какие данные и размышления. Например, автор упоминает о приложенном к задней части полотна куске оригинальной папской буллы – послания папы римского Павла V (понтифик с 1605 года), что, по её мнению, свидетельствует о том, что картина когда-то тому принадлежала. Кроме того, Макларен уверена, что на картине изображена не Мадонна с младенцем Иисусом, а Мария Магдалина с сыном Христа.
Напомним, что наследие Леонардо да Винчи невелико – до наших дней дошло лишь 15 его картин; девять из них в прошлом году выставлялись в лондонской Национальной галерее, и эта экспозиция пользовалась огромным спросом.