
Открыть выставку «Шедевры подделки» в «Доме иконы на Спиридоновке» музейщиков заставил вопиющий случай. В музее «Дом иконы» собирались представить экспозицию картин русских художников второй половины XIX и начала XX века, показать работы Айвазовского, Кустодиева, Коровина, Боголюбова — произведения из коллекции основателя музея Игоря Возякова. Все эти полотна были куплены в начале 1990-х. На руках у владельца были результаты экспертиз, подтверждающих подлинность картин. Но перед открытием выставки в музее решили отправить полотна на повторную экспертизу. Ее результаты ошеломили музейщиков: 9 из 15 картин оказались подделками. «Причем, на экспертизах, подтверждающих и опровергающих подлинность живописных работ, стояли подписи одних тех же специалистов», — рассказал в эфире радио «Вести ФМ» основатель музея Игорь Возяков, сообщают «Вести.ру».
«Уже в 1990-х было интуитивное ощущение, что экспертиза, как и живопись стоят на большом потоке. Эксперты — тоже люди. В те годы им надо было как-то жить, и экспертизы в большой степени носили коммерческий характер», — сказал Возяков.
По его словам, сегодня коллекционеры никак не застрахованы от покупки подделки. Даже приобретая полотно на крупном и авторитетном аукционе, нельзя быть уверенным, что оно не фальшивое.
«На Западе есть такое понятие „маленькой буквы“: когда ты читаешь договор и не читаешь маленькую букву, напечатанную внизу. А „маленькая буква“ в большой степени отменяет условия, написанные выше. Поэтому когда мы говорим об аукционных домах, то они не отвечают за подлинность вещи. Это и есть „маленькая буква“. То есть вещь он продает, прикладывает экспертизу, но за подлинность вещи не отвечает», — комментирует Возяков.
Эксперты приводят в пример громкую историю с картиной «Одалиски» Кустодиева. Предприниматель и коллекционер Виктор Вексельберг купил это полотно в 2005 году на аукционе «Кристис» в Лондоне почти за 3 миллиона долларов. Экспертиза картины, проведенная в России, показала, что полотно — шедевр подделки. В мае состоится судебное заседание по этому делу, которое получило название «Вексельберг против "Кристис"».
Куратор выставки «Шедевры подделки» Надежда Губина уверена: в частных собраниях российских коллекционеров большое количество фальшивых картин. «Часть коллекционеров знает, что в их собраниях большое количество подделок, многие не знают и наивно полагают, что за большие деньги купили хорошие дорогие вещи с интересной историей. Тех, кто знает, что в их коллекциях подделки, мы будем призывать к тому, чтобы они их легализовывали», — сказала Губина.
Надежда Губина добавляет: «Не каждый коллекционер готов открыто заявить, что за большие деньги купил фальшивку, потому что боится потерять репутацию серьезного собирателя». По ее словам, об этом хорошо знают, и этим пользуются дилеры теневого арт-рынка. Она считает, что частично решить проблему с подделками могут паспорта для произведений искусства.
В каждой коллекции есть определенное количество вещей, если речь идет о частной коллекции, — говорит Надежда Губина. — Разрабатывается форма, она утверждается на предмет того, что должно быть в ней написано, кто покупатель, кто продавец, какие реставрационные работы были проведены. И на каждую вещь в коллекции нужно заводить такой паспорт.
Эксперты уверены — выставка «Шедевры подделки» вызовет большой резонанс среди коллекционеров и дилеров арт-рынка. И, возможно, заставит собирателей отправить предметы из своих коллекций на повторные экспертизы — скорее всего, анонимные.