Директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова отмечает 90-летие

Символично, что Пушкинскому музею в этом году исполняется 100 лет
Ирина Антонова
Ирина АнтоноваИсточник: РИА Новости

Ирина Антонова, вот уже более полувека возглавляющая Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина и отмечающая во вторник 90-летний юбилей, является редчайшим в мировом масштабе профессионалом и значима для истории не меньше, чем Жанна Д"Арк и Екатерина Великая, считают ее друзья и коллеги. Коллеги Антоновой единодушны во мнении, что таких профи, как она — наперечет во всем мире, а благодаря ее энтузиазму, смелости и обширным международным связям в ГМИИ им. Пушкина проходили выставки, получить которые мечтает любой музей мира.

«В советское время Ирина Александровна сумела сохранить для широкой публики те великие ценности русской культуры, которые так старательно хотели укоротить и подвергнуть идеологической обработке. Ее дружба с гениями русской культуры была абсолютно на равных и благодаря этому принесла русской культуре немало удивительных и в высшей степени благородных плодов¤ в самые неблагородные¤ времена», — сказал РИА Новости спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

По его словам, директор ГМИИ открывала людям не только запретные имена художников и скульпторов, но и приобщала их к пониманию мира во всем его многообразии и сложности.

«Несомненно, одна из ее главных заслуг, что музей в советское время был если не окном, то форточкой в железном занавесе, сквозь которую проникал свежий воздух — я имею в виду прежде всего современное западное искусство. Это и выставка Пикассо, и легендарная „Москва-Париж“ , да и позабытая ныне выставка современного американского искусства конца 70-х, где впервые показали Энди Уорхола. Одним словом, долгое время это был, как ни странно, авангардный музей, где впервые в СССР делались многие вещи — это и специальный отдел личных коллекций, и музыкальный фестиваль. Сейчас у ГМИИ по этой части много конкурентов, но в чем Ирине Александровне нет равных — это в умении показать, что интересы культуры важнее всего остального и в отсутствии популизма и заигрывания и с властью, и с публикой», — считает искусствовед и главный редактор The Art NewspaperRussia Милена Орлова.

«ГМИИ или Музей изящных искусств, несмотря на свой государственный статус — это во многом ее личный, персональный проект, проекция ее вкуса и понимания искусства», — объяснила собеседница агентства.

С ней согласен и директор Русского музея Владимир Гусев, отметивший, что Антонова — настоящая хозяйка музея в самом лучшем смысле этого слова, которая по своей энергии остается самой молодой из всех своих коллег, и в то же время невероятно опытной в знании музейного дела.

«Такие вещи случайно не бывают — это умение работать, умение руководить, прекрасно осознавать, что она делает, четко определять перспективу развития музея. Это профессионализм высочайшего уровня, таких директоров как она, наверное, трудно найти в мире», — сказал директор Исторического музея Алексей Левыкин и добавил, что ГИМ всегда получал поддержку со стороны ГМИИ в решении того или иного вопроса.

По словам художника Бориса Мессерера, оформившего немало проектов в ГМИИ, в том числе и недавний хит — выставку Сальвадора Дали, Антонова поставила музейное дело на невероятно высокий уровень, сделав огромное количество выдающихся выставок.

«Караваджо никто не давал, в жизни нельзя получить его картины, а ей это удалось. Все коллеги относятся к ней с огромным пиететом и она своим личным обаянием достигает невозможного, потому что ей дают те вещи, с которыми руководство музеев расстается крайне неохотно», — отметил он.

По мнению Мессерера, этому способствует четкое и твердое ведение переговоров с коллегами и то, что Антонова владеет несколькими иностранными языками, что располагает к ней собеседников из Лувра, Прадо и других ведущих мировых музеев.

Одной из самых главных среди множества заслуг коллеги Антоновой считают создание фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», который с 1981 года объединяет разные жанры искусства — музыку, живопись и поэзию.

По словам Юрия Башмета, если бы он писал книгу о великих женщинах в истории мира, то включил бы ее в первые ряды среди Жанны Д"Арк, Екатерины II и леди Гамильтон. «Это великая женщина. На таких людях, как она, Россия стоит. Благодаря ее титаническому труду и самоотверженности духовный уровень не только сохраняется, но и возрастает как минимум в стенах ее музея», — уверен он.

Сама Антонова, будь ее воля, предпочла бы скромно умолчать о дне рождения, делая акцент на следующем празднике — в мае исполняется 100 лет ГМИИ, и все ее помыслы сосредоточены на этой общественной, а не личной дате.