В конце мая на российские экраны выходит новый диснеевский фэнтезийный блокбастер «Принц Персии: Пески времени». Интерес к этому событию весьма подогрет не только тем, что компьютерная игра, послужившая основой для сценария, хорошо знакома потенциальным зрителям.
Современная молодежь, вопреки опасениям, не смолкающим уже более двух десятилетий, не стремится запереть себя перед экранами мониторов. Тинейджеры выходят в мир, устраивают флешмобы, мчатся на роликах по скоростным трассам, прыгают на велосипедах через строящиеся здания, создают граффити на стенах колумбариев и в целом не дают скучать ни себе, ни миру. И далеко не последним среди современных молодежных увлечений является весьма новый вид спорта под названием паркур, едва-едва отметивший свое пятилетие. Именно для трейсеров (а именно так называют себя приверженцы паркура) в фильме «Принц Персии: Пески времени»
уже готов настоящий сюрприз, которого они ждут с большим нетерпением.
Напрашивается вопрос, с чего бы молодежи, которая всерьез стремится к совершенствованию своего тела и постижению способов эффективно встречать телом препятствия реального мира, интересоваться каким-то там фильмом. Фильмом, который мало того, что заставит брызжущие адреналином тела сидеть в темных кинозалах, так еще не рассказывает ни о каких реальных событиях? Ответ прост: все трюки от первого до последнего в этом фильме поставил не кто-нибудь, а сам основатель паркура и создатель первой в мире команды трейсеров – великий и ужасный Дэвид Белль.
Первый прыжок «Ямакаси»
В начале XX века француз Жорж Герберт, служивший в морском флоте Франции, после нескольких экспедиций в Африку, где наблюдал за охотой и перемещением аборигенов в условиях дикой природы, предложил ввести в обучение солдат так называемый «Натуральный метод». Основой «Натурального метода» стали сказолазание, прыжки и общефизическая подготовка, а целью – эффективное преодоление препятствий и быстрое перемещение.
«Натуральный метод» по сей день входит в программу подготовки военнослужащих во Франции, и так и остался бы чисто служебной методикой, если бы в 1958 году на службу в вооруженные силы не пришел молодой Рэймонд Белль. Молодой Рэймонд с большим тщанием практиковал «Натуральный метод», а по окончанию службы поступил в пожарную охрану в городе Фекамп нормандского округа Сен-Маритин. Будучи пожарным Рэймонд быстро прославился, поскольку его физические данные и подготовка, полученная на военной службе, помогали ему спасать людей там, где техника была бессильна.
А 29 апреля 1973 года у Рэймонда родился сын, которого назвали Дэвид. Сын, который, когда подрос, старался во всем походить на отца. Дэвид занимался гимнастикой, легкой атлетикой, боевыми искусствами, а в 1998 году собрал первую команду единомышленников которую, по общему соглашению называли «Ямакаси». Именно с этого момента начинается история паркура, вида спорта, в котором изначально нет состязательности, а попытка отыскать гармонию между человеком и современным миром.
О страшном паркуре замолвите слово
Не смотря на то, что два года (с 1998 по 2000-й) паркур существовал в виде одной единственной команды, он переживал эволюцию. У него появилась философия, выкристолизовывались основные принципы. На сегодня он существует по сути, как самая широкая по возможностям применения методика совершенствования человеческого тела.
Паркур исключает применение устройств и приспособлений. Главный его инструмент – физическая сила и ее верное приложение, а главное умение – оказаться с его помощью в нужной точке пространства. Главный принцип паркура сформулирован Дэвидом Беллем ясно и маняще красиво: «Нет границ, есть лишь препятствия».
Возможно, благодаря именно этому принципу сегодня паркуром в мире увлекаются миллионы людей. А может быть совсем не поэтому, а потому что паркур заставляет человека достигать эффекта лично для себя и отрицает соревновательность также, как и внешнюю рисовку. Его поклонники ищут гармонию между духом телом, телом и миром. А внешнее в нем не приветствуется, и даже акробатика у трейсеров не рекомендуется весьма настоятельно.
Прыжок на экран!
Тем не менее, для многих паркур выглядит не только средством достижения гармонии, но изысканным зрелищем. Именно через зрелищность паркур приобрел весьма серьезную популярность. И первым этапом обретения этой популярности стали двухгодичные гастроли команды «Ямакаси» вместе с нашумевшим мюзиклом «Собор парижской Богоматери» (Notre Dame de Paris). А главным прорывом стало приглашение Дэвида Белла (после его участия в съемках рекламных роликов ведущих спортивных брендов) Люка Бессонна сыграть роль в фильме… «Ямакаси: Свобода в движении». Так появился первый фильм о паркуре.
Но на этом Люк Бессон не остановился. В его планы входило показать паркур во всей его красе. По его мнению чудесное открытие Белля и его сторонников должно было найти место в большом кассовом экш-фильме. Так появился на свет «13-й район», режиссером, сценаристом и продюсером котором выступил Люк Бессон, и «13-й район: Ультиматум», где Бессон выступил сценаристом и продюсером. Мир увидел и оценил, и после этих фильмов паркур пережил настоящий бум популярности.
А вслед за ростом популярности кинематографисты стали все более и более обращаться свое внимание на этот новый зрелищный вид спорта и стремиться все больше и больше показывать его в кино.
«Паркур меняет идеологию перемещений в кино»
По словам Олега Краснянского, благодаря которому появилась Всемирная организация паркура, (российское отделение в 2004-м году стало первым международным, а значит и ознаменовало появление всемирной организации), паркур на эране это далеко не всегда то же, что и в жизни.
«Кино не является предметом моего особого интереса», - говорит Олег, - «но я замечаю, что кино все больше и больше берет паркур на вооружение. Правда, это не всегда тот паркур, который практикуем мы. У каждого режиссера свое видение. Иногда они пытаются добавить туда какие-то трюки, усилить внешнюю сторону. Не знаю, стоит ли этому радоваться».
Однако Олег отмечает, что на сегодня есть уже немало фильмов, в которых паркур показан именно так, что на него приятно смотреть. «Например в фильме «Казино Рояль» паркур показан очень правильно, еще, кроме дилогии «13-й район», конечно, на память приходит «Идентификация Борна». В этих фильмах видно, что паркур – это как раз умение просто добраться куда-то, когда человеку это нужно. Когда я замечаю такие сцены, я вижу, что трюки приобретают, какое-то более человеческое лицо. Паркур меняет идеологию перемещений в кино, изменяет тот базис на котором раньше строились бегства и погони. Они становятся гораздо более живыми. Когда это происходит, смотреть на это гораздо интересней».
Персидский паркур
Руководствуясь желанием сделать фильм максимально естественным и, как следствие, максимально интересным, создатели ленты «Принц Персии: Пески времени» пригласили в качестве постановщика трюков основателя паркур-движения Дэвида Белля.
В течение долгих месяцев съемок, в павильонах Лондона и под палящим солнцем Марокко Белл кропотливо объяснял актерам, а в первую очередь Джейку Джилленхолу, исполнившему главную роль принца Достана, как правильно хвататься за выступы препятствий, как подтягиваться, как спрыгивать правильно ставя ноги. Он сделал все, чтобы не только обычные зрители, но и самые заядлые трейсеры получили от фильма максимум удовольствия.
Сцены, где Достан сначала бежит спасать друга, а потом несколько раз спасается от погони и пробирается в самый тыл враждебной территории исполнены не столько эффектно сколько пластично и эффективно. Кроме того трейсеры смогут увидеть все знакомые им приемы. Тут будет и знаменитый «дроп» - прыжок с большой высоты из положения стоя, и «блинд-джам» - прыжок в точку, которую нельзя наблюдать визуально, и «кэт-лип» - так похожий на движение Человека-паука, множество «блиндов», «флипов» и многое другое.
Олег Краснянский заявил, что сам он лично очень заинтригован фильмом «Принц Персии: Пески времени», и даже уже запланировал поход в кино.
«Конечно же я знаю, что выходит фильм, и обязательно пойду в кино. У меня уже есть приглашение, которым я с удовольствием воспользуюсь», - говорит Олег – «мне очень интересно посмотреть на новую работу Белля».